Налоги со сборов. Почему французский футбол ждут забастовки

Клубы двух ведущих французских дивизионов готовятся к забастовке. Она отменит все матчи в стране с 29 ноября по 2 декабря. Таким образом футбольная элита страны протестует против налога на роскошь, который искусственно собирается ввести со следующего года новое правительство Франции во главе с Франсуа Олландом.



Радамель Фалькао не в восторге от будущего налога на роскошь. //Официальный сайт «Монако»

Важнейшим пунктом успешной предвыборной кампании, проводимой в жизнь Франсуа Олландом, стала идея о введении в стране налога на уровне 75 процентов для физических лиц, обладающих доходом свыше миллиона евро. Когда из претендента он превратился в президента, Олланд узнал, что конституционный совет страны заблокировал его инициативу, признав ее нелигитимной.

Впрочем, новое правительство останавливаться не собиралось. В результате родилась идея о том, что налог будут платить не отдельные лица, а их работодатели. После этого забеспокоились уже не только футболисты, выступающие в Лиге 1 и Лиге 2, а руководство клубов, ведь теперь на них обрушивалось тяжкое налоговое бремя. Долгое время клубный совет безрезультатно добивался встречи с Олландом и лишь когда пригрозил забастовкой, в руководстве страны соизволили пообщаться с представителями футбольной власти. Рандеву устроил лично глава национальной федерации Ноэль Ле Гре. Впрочем, узнав о трудностях футбольной индустрии, Олланд не счел возможным вывести профессиональные лиги за скобки. По его логичному мнению, в стране все равны. И с этим трудно не согласиться.

Однако последствия еще недействующего закона таковы, что из Франции на выход уже проследовали одни из лучших налогоплательщиков – актеры Жерар Депардье, Моника Беллуччи и Венсан Кассель, самый состоятельный резидент страны Бернар Арно, а также семья Мюлье, владеющая сетью супермаркетов «Ашан». Нынешней зимой, когда откроется дозаявочное окно, а также заработает закон Олланда, из Франции может начаться массовая эмиграция игроков, ведь футболистов миллионеров в этой стране свыше сотни. И тогда Лига 1 рискует превратиться во второсортный чемпионат, выпав из числа «большой пятерки».

Мало того что клубы ждет несостоятельность на еврокубковой арене, где места в Лиге чемпионов станут пределом мечтаний, так еще и привлекательность первенства заметно поблекнет. Клубам же это грозит потерей серьезных прибылей от контракта с телевидением. Кому будет интересно смотреть на неизвестных футболистов, играющих на среднем уровне? Тем более чемпионат Франции уже давно получил статус донора для более раскрученного английского первенства. Достаточно взглянуть на «офранцузившийся» по полной программе «Ньюкасл» или «Арсенал», куда Арсен Венгер регулярно черпает кадры со своей родины.

Эксперты подсчитали: инициатива Олланда будет стоить клубам высшего дивизиона страны 82 миллиона евро. С первого взгляда, цифра не критичная, но она увеличивает расходы клубов на 30 процентов. Притом что в настоящий момент, если не брать «Пари Сен-Жермен» и «Монако», все остальные команды испытывают дефицит притока финансирования. К примеру, 7-кратный чемпион страны «Лион», еще недавно регулярно

выходивший в плей-офф Лиги чемпионов, ныне «положил зубы на полку», распродавая своих лучших игроков. Правда, у главы клуба Жана-Мишеля Оля сейчас другая забота – выстроить к Евро-2016 новую арену. Этим же занимаются и руководители остальных клубов из крупных городов, где планируются матчи финальной стадии следующего первенства континента.

Впрочем, уже сейчас Франция заметно уступает своим конкурентам в колонии звезд. И терять их клубам совсем не хочется. Расстраиваются они еще и потому, что правительство ранее и так заставляло их совершать большие социальные выплаты. Затем клубы Лиги 1 потеряли 50 миллионов евро на отмене режима коллективной продажи телевизионных прав. Теперь же их душат новым налогом, не собираясь идти на компромисс в виде льгот. Таким образом, к примеру, зарплата форварда «ПСЖ» Златана Ибрагимовича с 14 млн евро скукожится до 3,5 млн.

Казалось бы, в такой ситуации больше всех выигрывает «Монако» Дмитрия Рыболовлева, ведь княжество, не являясь юридически территорией Франции, давно считается любимым местом уклонистов от налогов. Здесь не существует прямого налогообложения для физических лиц. Однако французы уже давно мечтают приравнять в правах и обязанностях местный клуб, к чему очень близки. Для сравнения вспомним, что в ведущих футбольных странах Старого Света налоги достигают до 52 процентов, как в Испании. Максимальный налог в Германии, Италии и Англии не превышает 50 процентов.

Во Франции против закона Олланда вовсю протестует союз профессиональных футболистов, а не только руководство Лиги 1. Действуя рука об руку, они еще надеются призвать правительство к разумным действиям, поскольку страна может накануне домашнего Евро лишиться крепкого национального турнира. В нем, если «Монако» заставят жить по законам Лиги 1, останется только один гранд – «Пари Сен-Жермен». Очевидно, что только катарские шейхи потянут налоги своих звезд. Однако спортивная составляющая французского первенства заметно упадет, что ощутимо скажется и на финансовой состоятельности турнира.

С точки зрения болельщика, инициативы нового правительства Франции выглядят дикими и нелогичными. Особенно на фоне заявлений политиков о том, что футбольная элита ведет себя капризно, поскольку просит не только отменить налоговое бремя, но и обращается за помощью в проведении реконструкции арен к Евро к городским властям. Однако у клубов своя правда – никому не хочется терять большие деньги, а также понижаться в статусе только из-за того, что новый президент придумал свой налог и вынужден теперь ему следовать в угоду выбравшему его электорату. Пока же стороны далеки от понимания, нам остается готовиться к забастовке.

Поделиться:

Александр Неценко

Комментатор «Матч ТВ», ведущий радио «Маяк» и «Вести ФМ»

Футбол утром в вашей почте

Утренняя рассылка ftbl.ru - всё, что важно знать с утра

 

Загрузка...

Добавить комментарий

Войти с помощью: