Земля серебра. Какой должна быть страна, чтобы в ней родились Марадона и Месси

Еженедельник «Футбол» вспоминает репортаж Александра Неценко, который совершил двухнедельное путешествие в Аргентину. 

IMG_0027.jpg

Чтобы понять, как должна выглядеть настоящая футбольная страна, еженедельник «Футбол» совершил двухнедельное путешествие на родину Диего Марадоны. Мы проделали путь от знаменитых на весь мир водопадов Игуасу до Огненной земли через диковатую Патагонию. Мы рисковали здоровьем перед матчем «Индепендьенте» и почти лишились рассудка, пытаясь найти логику в формуле местного чемпионата. Мы хлопали по плечу Диего Марадону и воображали себя скаутами российских клубов. И мы ни разу не упомянули имени Лео Месси.

Что вы должны увидеть, прежде чем умрете

Буэнос-Айрес – столица Аргентины во всех смыслах, в том числе и в футбольном. Три четверти клубов, участвующих в нынешнем чемпионате страны, базируются либо в Байросе (так город, глотая лишние слоги для краткости, называют местные), либо в его окрестностях. К столице страны причисляются шесть команд, и, само собой, в их числе гремящие на весь мир «Бока Хуниорс» и «Ривер Плейт». «Дерби Буэнос-Айреса – это главное спортивное событие, на котором вы должны побывать, прежде чем умрете», – считает британская газета The Observer.

В других рейтингах самых ожесточенных и кровопролитных футбольных противостояний матч «Бока» – «Ривер» тоже занимает первые строчки. А магия таких имен, как Габриэль Батистута, Клаудио Каниджа и конечно же Диего Марадона, притягивает к домашним аренам двух самых знаменитых клубов Аргентины толпы туристов. Так что на трибунах «Бомбонеры» и «Монументаля» перебывало столько футбольных паломников, что местные болельщики уже безразлично относятся к гостям из других стран. «Бока» и «Ривер» купаются в ощущении своей исключительности, им нет дела, с какого континента ты приехал посмотреть на них. В отличие от других команд Южной Америки. В этом мы убедились, отправившись на домашний матч «Индепендьенте» – третьего по рангу аргентинского клуба.

Хотя как считать. «Дьяволы», как называют в народе команду из городка Авельянеды под Буэнос-Айресом (примерно то же самое, что и подмосковные Химки), действительно уступают «Боке» и «Риверу» по числу титулов внутри страны. Но они же превосходят любой южноамериканский клуб по количеству побед в самом престижном турнире континента – Кубке Либертадорес. К семи победам в континентальном турнире болельщики «Индепендьенте» добавляют 16 титулов чемпиона страны и получают 23 отличных повода для гордости.

IMG_0069 (3).jpg

Места «сосьос» 

Это в Перу или в Боливии вы можете спокойно приобрести билет на любой футбольный матч за час до его начала. В отличие от других латиноамериканских стран, попасть на игры сильных клубов в Аргентине очень непросто. Билеты являются жутким дефицитом, и самый простой способ для иностранца добыть их – обратиться в специальные компании, которые занимаются организацией футбольных туров.

Их выбор невелик, услуги их стоят недешево, особенно если доллары пересчитывать на песо по курсу черного рынка. Но сделать это стоит хотя бы потому, что в Байресе поздними вечерами довольно небезопасно и выбираться из индустриального пригорода в темное время суток – занятие рискованное. И это будет как раз тот случай, когда знание английского языка не только не поможет, но и окажется отягчающим обстоятельством: в отдаленных от центра районах все говорят только на испанском, со своими лингвистическими особенностями.

Тур на арену «Кордеро», где принимает своих соперников «Индепендьенте», стоил 90 долларов на человека. В него входил трансфер из отеля туда и обратно, местные закуски и напитки и непосредственно сам билет. Чтобы ощутить всю прелесть футбольной атмосферы Аргентины, лучше попасть на боковые фанатские трибуны. Но они забиты до предела уже за час до игры, и свободных билетов туда просто не существует в природе.

Все они выкуплены сосьос – членами клуба, которые платят взносы и получают взамен преференции в приобретении проходок на матчи. А клуб кроме денег получает несколько сумасшедших секторов за воротами, которые не затихают ни на секунду и обеспечивают своей любимой команде мощнейшую шумовую поддержку.

20141005_zaf_x99_445.jpg

Признания гидов

«Если честно, я болельщик «Боки», – с неожиданного «каминг-аута» начала свой спич наш гид Хулия. Фанаты «Боки» – довольно суровые люди, от которых можно ждать чего угодно. «Но мои друзья, которые поведут вас на футбол, об этом прекрасно знают», – добавила Хулия. И не сказать, что группа из двадцати человек, подавляющее большинство которых отправилось на матч с целью хлебнуть национального колорита, нежели из-за безумной любви к футболу, почувствовала себя после этих слов увереннее.

Безусловно, туристический тур – отличный выход, когда не надо ни о чем беспокоиться, но мой опыт показал, что ощущения от такого похода скорее камерные, нежели настоящие. Я столкнулся с этим впервые и для полноты восприятия постарался бы в будущем избегать подобных вариантов. Хотя отчаянный болельщик «Индепендьенте», который взял над нами шефство, сделал все, чтобы мы чувствовали себя как дома.

Узнав, что мы из России, он тоже начал с признания:

— У меня русская фамилия, chicos («ребята» – исп.). Я – Спектор!

Мы не стали разочаровывать парня.

— У нас сейчас очень зрелищный чемпионат, – продолжил Анди. – Мы последний сезон живем по принципу розыгрыша титулов через турниры Инисиаль и Финаль (бывшие Клаусура и Апертура). Поэтому у нас никто не вылетает и все команды играют по атакующим схемам, как и «Индепендьенте». Далее у нас будет единый турнир, который поддержали большие клубы, а вот маленькие к ним почему-то не хотели долго присоединяться.

IMG_0075.jpg

Завещание Грондоны

Но это только по словам Анди все так просто. Новая формула чемпионата Аргентины – это настоящее безумие, доставшееся стране как завещание скончавшегося руководителя аргентинской федерации футбола Хулио Грондоны.

Именно по его инициативе с 2015 года вся структура местного чемпионата претерпит кардинальные изменения. АФА приняла решение об увеличении числа команд в высшем дивизионе до 30 и упразднении двух коротких чемпионатов в обмен на один затяжной. В первый сезон состоится лишь один круг, предусматривающий «десертный тур» с наиболее принципиальными противостояниями – теми самыми легендарными дерби. Представьте себе уик-энд, в который «Бока» сражается «Ривер Плейтом», а через пару часов «Олд Бойз» выходит биться против «Росарио». С нового года подобное становится реальностью.

Но к безумному «завещанию Грондоны» у болельщиков уже сейчас масса вопросов. Тридцать команд в высшем дивизионе – это чересчур даже для такой футбольной страны, как Аргентина. Так что логика у изменений всего одна – деньги. Увеличение числа матчей позволяет увеличить количество трансляций. Именно желание получить больше денег за телеконтракты являлось главным тягачом реформы. Вот только Грондона и его последователи явно не учли народного гнева, последствия которого в горячей Латинской Америке предсказать невозможно.

Но есть пока чем успокоить и небогатых болельщиков. «У нас действует государственная программа «Футбол для каждого», – рассказывает Хулия. – Благодаря ей на общедоступном телевидении вы можете увидеть все матчи каждого тура».

IMG_8786.jpg

Старый знакомый Монтенегро

Самый верный способ понять, кто самый ненавистный соперник того клуба, у которого вы в гостях, – это зайти в туалет. Стены туалетов на стадионе «Кордеро» исписаны массой ругательств в адрес только одной команды – «Расинга», хотя именно «Бока» и «Ривер» в историческом смысле главные конкуренты «Индепендьенте».

— «Расинг» – действительно наш главный враг, – подтверждает Анди. – Мы его ненавидим. В наших песнях, которые мы поем на трибунах, очень много оскорбительного для этого клуба и его болельщиков. Ну, к примеру, мы скандируем, что у нас ponga huevos («круче яйца» – исп.), а у «Расинга» их нет.

— Кто у нас самый сильный игрок? Сейчас, конечно, Федерико Манкуэлло, – называет Анди лучшего снайпера клуба в текущем сезоне. Тот четыре года назад выиграл с «дьяволами» второй по важности международный трофей на континенте – Кубок Судамерикана.

– Но мой любимчик – это 32-й номер, посмотри на него, – продолжает Анди. – Его зовут Матиас Писано. Ты его легко узнаешь. Он очень маленького роста.

В этот момент я начинаю чувствовать себя селекционером какого-нибудь «Сатурна» или «Москвы».

В «Индепендьенте» к скаутам давно привыкли. В том числе и к русским. В команде до сих пор есть футболист, которого хорошо помнят российские болельщики по выступлениям за «Сатурн». Это аргентинский атакующий хавбек Даниэль Монтенегро. Ему уже 35 лет, он уже в третий раз вернулся в «Индепендьенте», успев после Раменского сыграть за «Америку» из Мексики и «Ривер Плейт», и до сих пор умудряется выходить в стартовом составе «дьяволов».

— Знаешь, у нас к Монтенегро очень неоднозначное отношение. Мы его любим и ненавидим одновременно. Когда мы выиграли последний титул в 2002-м, он был лучшим. Сейчас же он в каких-то матчах вспыхивает, в каких-то гаснет. И я не вижу у него игры сердцем за команду, хотя он, безусловно, сильный игрок, – вполголоса рассказывает Анди Спектор. А я в это время борюсь с искушением рассказать историю Андрея Аршавина

IMG_9935.jpg

Трубка мира

За час до начала игры на трибуны поднимаются только безумные сосьос. Все остальные занимают места только перед стартовым свистком. А до этого проходят процедуру «разогрева» – настоящую традицию, во время которой, похоже, погиб далеко не один желудок, а спонсором наверняка выступают все безработные гастроэнтерологи Аргентины.

На вид все выглядит безобидно: вокруг стадиона все жарят сосиски и запивают их пивом. На вкус – крайне экстремально и по аргентинской шкале опасности может соперничать с плаванием по водопадами Игуасу. Местное пиво еще ничего – оно пьется как компот, но ему не хватает градусов. Но упаси вас все святые Аргентины запивать им фернет – настоящий разогревающий напиток местных фанатов.

Фернет – некая разновидность вермута по смыслу, а по факту – невкусная субстанция, которая сильно бьет по мозгам. Все выглядит до неприличная просто: берется большая пластиковая бутылка от газировки, срезается верхушка, и туда наливается тот самый вермут. Из этой чаши все и пьют, передавая ее, будто «трубку мира». Как и везде, алкоголь на стадионе запрещен, поэтому фернет заливается в организм до игры с запасом.

Но фернет и пиво по степени экстремальности не идут ни в какое сравнение с местными сосисками. Именно они – настоящий символ всей остроты аргентинского футбола, всей его бескомпромиссности, а иногда даже и грубости. Если кто-нибудь когда-нибудь соберется составить рейтинг футбольных опасностей, хот-доги на арене «Кордеро» займут почетное второе место после укуса Луиса Суареса и значительно опережая сброшенный скутер с верхнего яруса стадиона «Сан-Сиро».

Все остальные «страшилки» оказались сильно преувеличены. Те же болельщики «Индепендьенте», признавая в нас чужестранцев, с удовольствием позировали для фото, и никакой агрессии с их стороны не наблюдалось.

«До матча и на фанатском секторе, поддерживая свою команду, болельщики настроены очень дружелюбно, – рассказывает шведка Грета, которая собирается стать гидом и приехала впервые посмотреть, как и что ей предстоит делать. – Но сразу после окончания матча, особенно, если их команда проиграла, градус опасности увеличивается. У тебя могут отобрать часы, вытащить из кармана кошелек. В общем, расслабляться ни в коем случае нельзя. Я вот не представляю, как в такой ситуации можно гарантировать безопасность туристов. Вот и учусь».

Предваряя матч с «Ланусом», конкурентом «Индепендьенте» в борьбе за титул, оставалось спросить у Спектора, с каким счетом закончится матч. В ответ Анди заявил, что «дьяволы» выиграют 3:1. Гид оказался в теме – прогноз почти совпал. Правда, к неудовольствию Анди, «Индепендьенте» пропустил быстрый мяч и первые четверть часа выглядел скованно. Но в итоге «Ланус», который доигрывал матч вдевятером из-за пары справедливых удалений, был разгромлен 4:1.

Любимец Анди – Писано ростом с Матье Вальбуэна – порадовал техникой и острыми ударами из-за штрафной. А связка Манкуэлло – Монтенегро в итоге организовала победный мяч.

IMG_8852.jpg

Деревянный Марадона

В Буэнос-Айресе множество достопримечательностей, и большую часть из них можно объехать на туристическом автобусе – всего 15 долларов на билет, несколько часов в пробках, и вы будете знать все, что нужно туристу. Но осознание того, что Байрос болен футболом, придет к вам намного раньше и обойдется вам намного дешевле. Потому что все улицы города завалены футболками местных клубов, календарями и сувенирами с символикой команд.

Но даже у эпидемии под названием «футбол» есть очаг – известный район Ла-Бока. Здесь к стадиону местного футбольного клуба «Бомбонере» примыкает знаменитая на весь мир улица Каминито, состоящая из разноцветных домов.

Если столица Аргентины утыкана небоскребами, то Ла-Бока – приземленный квартал, где раньше жили небогатые эмигранты. Свои дома они красили разными красками, потому что одного цвета на все стены не хватало. Этот стиль сохранился и по сей день и стал визитной карточкой района.

Ла-Бока – бедный квартал. Но на Каминито всегда полно художников и картин. А на балконах вторых этажей торчат деревянные манекены героев страны. Стоит поднять голову – и вы увидите, как на вас свысока смотрят самый знаменитый исполнитель танго Карлос Гардель или любимица нации Эвита Перон, трагическая смерть которой в 50-х годах прошлого века погрузила всю Аргентину в траур. Но чаще всего вы здесь встретите Диего Марадону, пусть иногда узнать его можно только по бело-голубой футболке «альбиселесте».

Как только изображения Диего достигнут опасной концентрации, знайте: вы в двух шагах от легендарной «Бомбонеры», где свои домашние матчи проводит «Бока Хуниорс».

IMG_9785.jpg

Как на 15 минут стать звездой «Боки»

Напротив входа на стадион расположен музей Кике – самого знаменитого болельщика команды, который считается ее 12-м игроком. Причем все экспонаты – футболки, шарфы и атрибутика на «желто-синюю» тему – настоящие. «Бомбонера» открыта для посетителей, кажется, всегда. При входе внутрь попадаешь в клубный магазин, где можно приобрести калебасы с символикой «Боки» для заваривания чая мате. За дополнительную плату можно заказать себе экскурсию по стадиону, а также сфотографироваться с правдоподобной репликой Кубка Либертадорес прямо у кромки поля.

Из магазина попадаешь в клубный музей. На стенах – фотографии былых героев, после которых проходишь четыре статуи, копирующие в полный рост лучших футболистов в истории «желто-синих»: Мартина Палермо, Гильермо Скелотто, Хуана Романа Рикельме и дона Диего.

В глубине за стеклом – россыпь трофеев клуба: «Бока» 30 раз побеждала в национальном первенстве, 6 раз выигрывала Кубок Либертадорес и дважды – Кубок Судамерикана. Памятным чемпионствам посвящены отдельные главы. На огромном подсвеченном футбольном мяче можно посмотреть состав команды, весь список игр и даже голы – по экватору идут многочисленные мониторы.

Но самый главный аттракцион выглядит как небольшая комната. Стоит погасить свет, и стены в ней превратятся в ревущие трибуны «Бомбонеры», а вы глазами футболиста будете смотреть на весь свой путь от неопытного юнца школы до игрока основы. В роль вжиться так легко, что на выходе из музея вы уже можете снисходительно похлопать по плечу Палермо, Рикельме или даже самого Марадону (на всякий случай парни эти все равно деревянные, в смысле сделаны из дерева).

IMG_8753.jpg

Пингвины атакуют

Возле трибун «Бомбонеры» легко забыть, что Аргентина – это страна не только футбола, но и танго с чаем мате. В Байресе возят на танго-шоу, в которое входит не только праздничный ужин, но и полноценное представление с вокальными номерами и выступлением различных ансамблей. Посетив одно из них, правда недешевое, могу смело рекомендовать это зрелище любому футбольному болельщику. А с чаем мате связан особый ритуал.

Еще в Аргентине безумно любят собак, поэтому они в большинстве своем очень дружелюбны по отношению к людям. Нередко на улице можно столкнуться с человеком, который выгуливает целую свору разномастных пород. Это целая профессия, за которую платят хозяева, не успевающие уделить внимание своим питомцам. Так что вряд ли лозунг «<введите нужное имя> – пес» будет восприниматься тут как оскорбление.

Вообще Аргентина очень разная. Водопады Игуасу на пересечении границ с Бразилией и Парагваем, считающиеся одним из семи чудес природы на нашей планете, манят своим теплом. В Патагонии на единственном в мире леднике Перито Морено, который по-прежнему растет, дует пронизывающий ветер. А Огненная земля и самый южный город на планете Ушуайя, где живут пингвины, заставляет вспомнить русскую зиму. Дальше – только Антарктида и Южный полюс.

Но и здесь, на настоящем краю земли, аргентинцы думают только о футболе. В том же Ушуайе нет футбольного клуба. Но это не помешало местным выдумать его, нарисовать эмблему и продавать туристам форму несуществующей футбольной команды с пингвином на сердце.

Буэнос-Айрес – Эль Калафате – Пуэрто Игуасу – Ушуайя

Текст: Александр Неценко

Фото: Татьяна Неценко

Скачайте приложение еженедельника «Футбол»!                                                    

App Store: https://itunes.apple.com/ru/app/ezenedel-nik-futbol-zurnal/id957851524?mt=8                                                

Google Play: https://play.google.com/store/apps/details?id=net.magtoapp.viewer.weeklyfootball&hl=ru

Аппстор  googleplay 90 минут

Поделиться:

Александр Неценко

Комментатор «Матч ТВ», ведущий радио «Маяк» и «Вести ФМ»

Футбол утром в вашей почте

Утренняя рассылка ftbl.ru - всё, что важно знать с утра

 

Загрузка...

Добавить комментарий

Войти с помощью: