Григорян и козлы. Илья Казаков – о необычном тренере «Луча-Энергии»

Российский футбольный сезон возобновился матчами Кубка России. Цель выиграть этот турнир официально обозначена пока только одним клубом – «Лучом-Энергией» из Владивостока.

Александр Григорян

Александр Григорян – человек с большими амбициями. //Сергей Дроняев

На юбилейном вечере РФС в честь женского футбола страны было спокойно и по-свойски – как на празднике механизаторов в советском сельском клубе. Устоявшаяся за много лет компания, вечный недостаток внимания и скромный ассортимент яств. Торжественные речи, перемежавшиеся вручением подарков, о которых принято говорить «памятные», затянули юбилей женского футбола часа на полтора по сравнению с планом мероприятия. Зал потихоньку начал гудеть, неосознанно повышая громкость шепота, и когда двери в холл наконец распахнулись, приглашенная публика за несколько секунд оказалось за столами и у столиков.

Я озирался по сторонам в поисках лифта, ведущего к паркингу, увидел ориентир и направился к нему. Гул холла становился громче, звенели бокалы, вилки лязгали о тарелки. Кому-то кивнув, с кем-то сфотографировавшись на память, пару раз пообещав созвониться в ближайшие дни, я проделал половину своего пути и уткнулся в невысокого человека, одетого одновременно строго и с вызовом обществу. Темный пиджак плотно сидел на его худощавом теле. Темные глаза буравили мое лицо немигающим взглядом. Я подумал, что зря начал перечитывать Лермонтова, и успел поздороваться раньше.

– Как вы, где вы сейчас? – сказал я и честно добавил, что давно хотел познакомиться, но все как-то не получалось.

Я знавал таких людей еще в детстве. Не такие, как все

Это было абсолютной правдой. Трансляции ФНЛ на каналах ВГТРК заставляют тебя с большим вниманием погрузиться в жизнь первого дивизиона. Проходит немного времени — и ты открываешь для себя команды, людей, интриги. Незадолго до описываемых событий довелось комментировать домашний матч «Химок». Подмосковная команда играла, по-моему, с «Ротором» и удивила быстрой развеселой игрой против фаворита. Народу на трибунах было немного, смотреть футбол зрители не мешали, так что можно было услышать каждое слово тренера химчан Александра Григоряна. Он заводил команду от бровки, производя впечатление человека, крайне голодного даже не до побед, а до постоянного проявления перфекционизма. Он был похож на Моуринью, если вы только можете вообразить Моуринью на крохотном стадионе с вип-ложей под звонницей нависающей над полем церковью. Я знавал таких людей еще в детстве. Не такие, как все. Словно черпающие силы в насмешках привыкшего к стереотипам мира.

– Дома. В Пятигорске, – сказал Григорян и выдал мощнейший спич о своем жизненном пути.

К начавшемуся разговору у тренера, как показалось, была только одна претензия. Ему не нравилось, когда я пытался превратить беседу в диалог. На полпути, когда речь зашла о Рахимове времен его работы в «Амкаре», разговор прервался. По уважительной причине – к столику подошел Николай Толстых, и они с Григоряном очень тепло обнялись, приветствуя друг друга.

Чуть позже, когда я пересказывал случившееся на вечере своим футбольным друзьям, мне рассказали о природе таких взаимоотношений тренера и президента РФС.

– Они однажды эмоционально поговорили. Причем при первом знакомстве. Во время визита в Пермь какая-то тема в разговоре выскочила, ну и вспылили. Местные притихли, сидят — ушам не верят. А Толстых всегда нравились люди, умеющие отстаивать свои взгляды. Вот как-то так все это выросло в симпатию.

Президент РФС надолго не задержался: слишком много было желающих с ним пообщаться. Григорян с легкостью вернулся к оборванной мысли. Говорил очень эмоционально и убедительно. Я подумал, как, должно быть, легко ему влиять на работодателей при переговорах. Спросил его о женском футболе – насколько легко было перебраться оттуда в футбол мужской? Туда, где к своим часто отношение не самое нежное, а уж к чужакам – вдвойне. Не говоря уже о чужаках, воспринимающихся чудаками. В чем люди из стандартного круга порой усердно пытаются убедить окружающих.

Я этим козлам доказал, что поводов для злорадства не предоставлю

– Я этим козлам доказал, что много поводов для злорадства не предоставлю. Я в женском футболе все что только мог выиграл. А разницы глобальной – мужчин тренировать или женщин – нет. Принципы игры одинаковые. Правила одни и те же.

Говорил Григорян резко, но без желчи. Я так понял, что козлы для него – отличная мотивация, чтобы оставаться постоянно эмоциональным и нацеленным. Ничего удивительного: великая Комиссаржевская, если верить очевидцам, была редкой стервой. Если перед спектаклем ей не удавалось найти кого-то, с кем можно было устроить скандал, она взбадривала себя, ударившись о колонну и крича: «Что за театр, понаставили тут!» — и вылетала на сцену в нужном состоянии.

«Машук», в который Григорян достаточно быстро ушел из «Химок», представлялся ссылкой. Мол, попробовал себя на каком-то приличном для старт-апа уровне, задержался там всего на чуть-чуть: полгода в Химках, полтора месяца в Хабаровске – пора и честь знать. Если не хочешь возвращаться назад в женский футбол, оставайся во втором дивизионе, там тебе и место.

Но Григорян с упорством, свойственным всем невысоким рыжим мужчинам, наотрез отказывался жить стереотипами. И из «Машука» умудрился опять взлететь. Сначала в «Луч-Энергию», а теперь и с «Лучом-Энергией». На этой неделе, когда владивостокцы, проводя сбор в Турции, вышли в финал Кубка ФНЛ на пару с «Торпедо», исполнительный директор клуба заявил о задаче на остаток сезона – выход в Премьер-лигу и победа в Кубке России.

«Луч» в элите не был давненько. Запомнился ранними трансляциями своих матчей на стадионе, где за воротами стояли бело-синие кабинки биотуалетов. Один чудесный сезон при Сергее Павлове, кто и выводил приморцев в РФПЛ, – и, по сути, все. Когда Владивосток вылетел в первую лигу, а затем последовал оттуда во вторую, многие обрадовались: одной проблемой меньше. Перелеты клубов в гости к «Лучу» постоянно были темой для выражения недовольства.

С этим составом Григорян собирается играть в Премьер-лиге

Думалось, после такого не поднимаются. И вдруг – сначала возвращение в первый дивизион, а затем реальные претензии на повышение классом.

Возможно, справедливо, что именно Владивостоку оказался нужен Григорян. Тренер, всегда работавший за зарплату, которая позволяет жить его семье нормально, но без накоплений. Насколько слышал, в «Луче-Энергии» нет игрока, получающего более двухсот тысяч рублей в месяц. И тем не менее именно с этим составом Григорян собирается играть в Премьер-лиге в случае решения задачи. Он мог бы попробовать вкус большой лиги раньше, когда чуть-чуть не сложилось с «Нижним Новгородом». Та же скудость бюджета, но третье итоговое место.

Забавный пазл сейчас складывается. Мы имеем Слуцкого, которому столько лет отказывали в признании быть успешным тренером топ-клуба. Черчесова, на котором поставили после ухода из «Спартака» крест. Красножана, востребованного без пауз в работе, вопреки всему нашептанному о нем. Карпина, готового наконец сделать «Спартак» чемпионом. Кучука, которого еще летом мало кто знал в лицо и многие до сих пор не знают по отчеству.

Вот теперь Григорян. Которому всего сорок пять. У которого две такие задачи на ближайшие несколько месяцев, колоссальные амбиции и желание «доказать этим козлам».

Желание рисковое, кстати, – когда оно затмевает все остальное. Но здесь несколько иной случай. Без оглядывания на свой имидж в СМИ и самолюбование в профессиональное среде. Имиджа пока еще нет. Но тот, что складывается, внушает уважение. А что творится в этом Кубке, вы сами прекрасно знаете.

Поделиться:

Илья Казаков

Комментатор ВГТРК, пресс-атташе сборной России с 2005 по 2015 гг, автор книги «Настоящая сборная, или феномен Хиддинка»

Футбол утром в вашей почте

Утренняя рассылка ftbl.ru - всё, что важно знать с утра

 

Загрузка...

Добавить комментарий

Войти с помощью: