Два поколения next. Илья Казаков – об Игоре Колыванове и Александре Прудникове

Саша Прудников и Игорь Колыванов – мой личный выбор, если надо говорить об ожиданиях перед начинающимся чемпионатом. Я сам не ждал, что назову прежде всего именно эти фамилии. Но стоило сказать себе: что и от кого ты ждешь на неделе, когда стартует сезон-2014/15, первыми неожиданно вспомнились Саша и Игорь. Не Кокорин и не Акинфеев, хотя и о них тоже можно было бы многое сказать в таком контексте.

Александр Прудников

Александр Прудников неожиданно оказался в «Динамо». //Официальный сайт «Динамо»

14 мая 2006 года, в десятом часу вечера по среднеевропейскому времени в Люксембурге на стадионе «Жози Бартель» шла серия пенальти финального матча юношеского первенства Европы. Юный Александр Прудников крикнул: «Не бойся, б..» идущему бить Роману Амирханову. Тот действительно не испугался, пробил мимо вратаря, потом свой последний, пятый, в серии удар реализовал Евгений Коротаев, и сборная России впервые выиграла золотые медали для семнадцатилетних. Ее тренеру на тот момент было всего тридцать восемь, и через какие-то полгода, когда были подписаны и оформлены нужные бумаги, Игорь Колыванов стал самым юным заслуженным тренером страны по футболу за всю ее историю.

Через две недели, возвращаясь из Альбасете, где первая сборная удачно сыграла товарищеский матч с хозяевами, а он ассистировал Александру Бородюку, молодой ЗТР непринужденно шутил с Виталием Мутко, говоря о желании завершить тренерскую деятельность и перейти на пост вице-президента РФС.

Через четыре года, не сумев выйти с молодежной сборной в финальную часть европейского первенства, Колыванов подал в отставку и до весны 2014-го не был обласкан вниманием прессы. Пока его «Уфа» не пробилась в РФПЛ, сенсационно разгромив «Томь» в стыковых матчах.

Все это время, с 2006-го по 2014-й, Прудников искал себя, с разным успехом или неуспехом пробуя заиграть в «Спартаке», Тереке», «Кубани», «Томи», «Анжи» и «Рубине. Гус Хиддинк даже вызывал его на сбор национальной команды, возможно, даже не без влияния Игоря Корнеева, считавшего на тот момент именно Прудникова, а не Дзюбу, самым перспективным форвардом того возраста. Что подчеркнуло востребованность форварда и его талант, но тот вызов остался единственным – и уже надо было говорить о чем-то еще. О поиске самого себя или поиске своей команды.

Летом этого года Прудников перешел в «Динамо», взамен «Рубин» получил Дядюна, и этот трансфер, встреченный недоумением и даже насмешками, заставил вспомнить ту люксембургскую весну, победу, прием команды в сочинской резиденции Владимира Путина и 1977 год, когда Константин Бесков взял в «Спартак» возрастного и не имеющего устойчивой репутации во взрослом советском футболе Георгия Ярцева, чтобы сделать из него звезду. Сейчас, когда мы много говорим и щедро анонсируем другого нападающего «Спартака» и другого молодого тренера с отличным игроцким прошлым – Дзюбу и Аленичева, мне хочется более пристального взгляда в сторону их сверстников, если это слово уместно в разных историях. Все-таки речь идет о двух поколениях.

Игорь Колыванов

Игорь Колыванов совершил небольшое чудо, выведя «Уфу» в Премьер-лигу. //Официальный сайт «Уфы»

Когда «Уфа» вышла в Премьер-лигу, дозвониться Колыванову было невозможно. Пришлось плюнуть, устав от постоянно коротких гудков в трубке, послать поздравительное СМС и следом написать его жене о радости за победу друга. Мона ответила немедленно, в ее словах были эмоции такого порядка, которые я от нее слышал лишь в споре с Михаилом Ефремовым на одном чудесном дне рождения. За три с половиной года до еще одной рекордной победы мужа-тренера она доказывала мне, что он – отличный тренер и порядочный человек, а я искренне вторил ей, и мы оба переживали, что он не у дел: без работы, без предложений, проводящий едва ли не семь дней в неделю на даче где-то под Рязанью, в ситуации, когда в сорок лет у человека все уже в прошлом. Мой наставник учил меня не смотреть на жизнь линейно, мне очень нравилась эта фраза, и помню, как, прощаясь, я пожелал им обоим именно этого взгляда. Право, когда симпатичный едва ли не всей стране «Арсенал» Аленичева рвался в Премьер-лигу, я отдавал должное тулякам, но переживал за две другие команды, где работали друзья. Ни в «Торпедо», ни в «Уфу» не верил почти никто, тем весомей их победы – чисто тренерские.

И Колыванов летом 2014 года мне дорог еще сильней, чем восемь лет назад. Потому что, споткнувшись, он поднялся в профессии на новую ступеньку. Преодолев ту же самую дорогу, что и Аленичев, но не получив и трети комплиментов, доставшихся экс-партнеру по сборной. «Уфа», непаханая футбольная целина, не приняла другую легенду поколения Колыванова – Канчельскиса. Тем труднее, наверное, было начинать Игорю и тем важнее его труд в проекте, где цель – РФПЛ – пусть не звучала публично, но невыход мог стоить тренеру места.

Кстати, я ждал, что Прудников окажется в итоге в Уфе. Но он оказался в «Динамо» в статусе четвертого форварда бело-голубых вслед за Кокориным, Кураньи и Смоловым. Если, конечно, Черчесов думает точно так же, как мы.

Месяц назад случилось познакомиться с одним из главных футбольных агентов страны Павлом Андреевым. Разговор с первой минуты пошел о футболе, и минуте на пятой надо было ответить на вопрос, кто лучше всего из российских тренеров умеет работать с молодежью. Первыми прозвучали фамилии Черчесова и Бородюка. Если бы Прудников тогда уже был динамовцем, обсудили бы и этот переход применительно к главному тренеру. Прудников, как и Джанаев, попали на сбор к Хиддинку игроками черчесовского «Спартака», что многое объясняет в плане моих ожиданий перед сезоном. Реконструкция, проделанная Черчесовым в Перми, показывает – он не берет игроков, если не понимает, насколько их потенциал еще не раскрыт. Он здорово видит рынок, и одна из его любимых фраз, когда речь заходит о трансферах: «Я всегда стараюсь купить выгодно, чтобы потом можно было продать дороже».

Появись Прудников у другого тренера, я бы подумал: вот еще одна агентская попытка устроить подопечного за счет личных связей. Но однолетний контракт форварда с «Динамо», видимо, все же иное. К двадцати шести годам он устал ждать, устал скакать, меняя города и клубы. Шанс, что он получил, вероятно, – последний. И даже если нет, все равно он отнесется к нему как к последнему. Статистика Прудникова в «молодежке» – двенадцать голов в восемнадцати матчах. И если «Динамо» ищет силового форварда на замену Кураньи, этот ход может сработать.

Вот они – два моих героя, о которых сейчас по-прежнему говорят мало. На слуху больше другие фамилии, что объяснимо. Если говорить об ожиданиях перед сезоном, то надо сказать о Виллаш-Боаше, Дзюбе, Якине. Еще с десяток фамилий с легкостью назовет каждый из нас. Если речь о молодых, вспомним Могилевца с Панченко и Канунниковым. О бывалых – Быстрова с Диканем. О загадках – назовем Чельстрема и Рондона.

Но я, если говорить о своих ожиданиях как о чем-то волнительном и пока не поддающемся четкой идентификации чувстве, все же хочу выделить Колыванова с Прудниковым. Пусть даже больше на перспективу. Они пахали все те восемь лет после общей золотой медали и заслужили, чтобы в этом августе к ним отнеслись более серьезно, чем раньше.

Поделиться:

Илья Казаков

Комментатор ВГТРК, пресс-атташе сборной России с 2005 по 2015 гг, автор книги «Настоящая сборная, или феномен Хиддинка»

Футбол утром в вашей почте

Утренняя рассылка ftbl.ru - всё, что важно знать с утра

 

Загрузка...

Добавить комментарий

Войти с помощью: