Скрипач не нужен. Три этапа развития комментирования на ТВ

Перевод за штат известных футбольных комментаторов Елагина, Дементьева, Андронова вызвал волнения в среде потребителей их таланта, «диванных болельщиков». Вадим Гущин, заведующий лабораторией социальной и когнитивной психологии Института медико-биологических проблем РАН, — о логичности этого решения, вызванного эволюцией российского футбольного комментирования.

На первом этапе аудиторией сидящих у микрофона — поистине являлась вся страна, захваченная страстью к физкультуре и спорту, футболу в частности. Увы, далеко не все желающие могли оказаться на переполненных многотысячных трибунах Москвы, Киева, Тбилиси, Еревана или Баку. Да и не все из стремящихся приобщиться — разбирались в футболе (это придет потом, 60-е, когда уборщица в аэропорте плюнет вслед вернувшемуся из Чили Яшину).

Поэтому тогдашние «звезды» комментирования, Синявский, Озеров были скорее не информаторами, а настоящими народными сказителями былин из жизни Федотова, Боброва, Якушина, Бескова и их сотоварищей-богатырей. Соответственно, и сами комментаторы должны были соответствовать образу легендарного Баяна. Певческий, проникающий в самую душу голос, красочное, полное метафор повествование (чего стоят незабвенные «золотая нога Боброва» или «такой хоккей нам не нужен»), вулкан неподдельных эмоций – все это репортажи в полном смысле слова народных артистов – того же Николая Озерова, Котэ Махарадзе.

Пепел у микрофона. О профессии телекомментатора

Увы, пришли кризисные 90-е, когда опустели не только магазины, но и трибуны, а футбол ушел с массовых экранов на спутниковый НТВ. И стал наш футбол из народного телезрелища – зрелищем для избранных. Появившиеся теннисный, баскетбольный и футбольный каналы стали смотреть не пресловутая «многотысячная армия болельщиков», а нуждающиеся в профессиональной информации специалисты. И НТВ-плюс дало эту информацию, так что кредитоспособные получили «прямо к дивану» игру из Италии и Англии, Испании и Германии.

Естественно, рассказывать для профессионалов нужно совсем по-другому, на основе не столько эмоций и фантазии, сколько знаний и анализа. В скобках дополнительно заметим, что резко возросший объем так называемого контента — потребовал иметь в штате уже не 3-4 «звезды» на всю страну, а примерно в три раза более квалифицированных мастеров спортивного микрофона. И на первый план выдвинулась возглавляемая Уткиным фаланга молодых да ранних — Казакова, Мельникова, Шмурнова, Розанова, других. Которые за короткий промежуток времени прошли все европейские футбольные университеты, комментируя не один матч в неделю, как в советский период, а порой по два в день. После чего могли не только четко и внятно рассказать о происходящем на экране, обобщить основные тенденции развития клуба и игры, найти в специализированных, зарубежных источниках инсайдерские данные и в понятной занимательной форме донести их до аудитории.

Недаром же мнением сотрудников тогдашнего «Футбольного канала» нередко, не стесняясь, пользовались, как к руководством к действию, в профессиональных российских клубах. Старую же эмоционально-фантазийную, красочно-расписную школу сохранили единицы: Маслаченко и Елагин на «Плюсе», ставший всеобщим любимцем на «России-2» Стогниенко.

Вечерний Бубнов. Как зарабатывают футбольные комментаторы и эксперты

Уткин

Недавнее массовое возвращение спорта на общедоступный «Матч-ТВ», на фоне сворачивания спутниковых спортивных проектов НТВ, как ни странно, некоторым образом вернуло нас к советскому стилю комментирования. Снова преобладают бравурные интонации, строгие костюмы и тщательно отмеренная информация. Действительно, а зачем отягощать знаниями многотысячную, пришедшую поразвлечься, порой случайную, телеаудиторию? Да и имеют ли ее эти мальчики и девочки? Снова важнее не снабжать данными, а наставлять, забавлять и развлекать, «учить всему шутя», а вовсе не «грузить» неофитов глубокими мыслями.

Результативные передачи. Андрей Вдовин – о спортивном ТВ

На место авторов-исполнителей двух предыдущих эпох пришли многочисленные новостники-затейники. Все они словно на одно лицо, один голос — этакий хор, тянущий веселую песню, где слов уже не разобрать в скороговорке. Глубокие знания предмета, метафоричность и фантазию тележурналиста вполне заменяют просторная судия, компьютерная графика и распределенная ответственность комментария. Ведь рассказывают об ивенте (да-да, все ж строится на американский лад) теперь втроем-вчетвером, не меньше. Так что на знаменитый райкинский вопрос: «Кто шил костюм?», – по-прежнему не найти ответа. Естественно, среди сидящих у микрофона более нет народных артистов, да и как их напастись при таком раздутом штате. Зато никто (почти) уже не спотыкается на фамилии Андерверельд, снова царит позитив и в эфире разлиты губерниевские высокие энергии.

Естественно, в таком строю ни к чему не вполне бритые длинноволосые люди с дребезжащим баритоном, легким заиканием и в засаленной ковбойке. Еще менее те, кого нельзя ментально в общий строй поставить-причесать. Те, кто может сказать что-то неожиданное, оригинальное, может быть, печальное или остро-критичное. Иными словами, может помешать гламурно развлечься. Да и самим героям вчерашних дней вся эта праздничная суета не в радость, откровенно порой скучна (может, оттого и спят они в эфире?). Уверен, они еще долго будут мечтать о профессиональной аудитории, камерности и изысках. Но не пропадут совсем со своим искусным репортажем, просто снова уйдут со своим «лица необщим выражением» с подиума в кулуары. В литературу и режиссуру, в клубы и на сцену.

Но это не трагично, а логично с учетом развития современной телекультуры имени «Кин-дза-дзы». Причем не только с учетом возродившегося Главного редактора, его личных вкусов и соблюдаемых государственных интересов. А куда более в связи с размером телеаудитории, когда только 15 процентов населения хоть как-то интересуются футболом. И ее составом, который представляют, судя по всему, либо та же фанатская масса, которая наводнила наши стадионы, либо подобные мне ветераны, с детства влюбленные в футболе и готовые его смотреть даже в старом-новом обрамлении. Пусть и с выключенным звуком.

Виктор Гусев: «На необитаемом острове пошел в туалет, из-за дерева шепнули: «Лоськов, шестая минута»

Текст: Вадим Гущин

Фото: Global Look Press. фейсбук Василия Уткина

Поделиться:

Вадим Гущин

Спортивный психолог

Футбол утром в вашей почте

Утренняя рассылка ftbl.ru - всё, что важно знать с утра

 

Загрузка...

Добавить комментарий

Войти с помощью: