Как выглядит стадион «Спартака» прямо сейчас

Следующий сезон «Спартак» должен начать на долгожданном собственном стадионе, строительство которого близится к завершению. Срок сдачи объекта в эксплуатацию намечен на 2014 год. Корреспонденты еженедельника «Футбол» посетили «Открытие Арену», чтобы узнать, насколько комфортно там будет смотреть футбол.

Фасад стадиона

Фасад стадиона. //Сергей Дроняев

Экскурсии на стройку

– Все каркасы помещений готовы, уже можем показать будущие раздевалки или пресс-центр, – гордо сообщает главный инженер стадиона Александр Шишло, демонстрируя пахнущие стройкой подтрибунные помещения. – А вот видите подиум? Через год здесь будут чай или кофе подавать! Внутри спартаковской арены видны все очертания. Стены помогают определить, где запланированы туалеты, где кафешки и каких размеров будет ресторан на VIP-трибуне. Пока одни рабочие отделывают лестничные пролеты, другие создают на полу красно-белый орнамент с ромбом из плитки.

– Идея Леонида Арнольдовича Федуна, – отмечает находку президента клуба главный инженер. – Он приезжает сюда как минимум раз в две недели. Смотрит, как идут работы. Валерий Карпин и футболисты тоже бывают. Последним заезжал Динияр Билялетдинов: он живет неподалеку. Интересовался, как и что будет. Часто проводим экскурсии для ветеранов и знаменитых болельщиков – например, Александра Кутикова, Михаила Ефремова и Дмитрия Назарова.

Красно-белая плитка

Красно-белая плитка. //Сергей Дроняев

Чем ближе сроки сдачи арены, тем интерес к стройке выше. Когда гости оказываются на объекте, у многих, по словам Александра Львовича, пропадает дар речи. Обретя его вновь, посетители начинают высказывать пожелания. С подсказки ветеранов, например, определили будущее местоположение спартаковского символа – гладиатора. А сейчас решают вопрос с названием трибун. Предполагается, что им будут даны имена прославленных спартаковцев, но кого именно – неизвестно. Слишком много кандидатов. Рабочие названия трибун не столь оригинальны: «Запад», «Восток», «Юг»и «Север». Последний должен стать новым пристанищем фанатов с лужниковской трибуны B – самой активной и креативной. А VIP-персоны будут наблюдать за игрой с западной стороны.

Макет стадиона

Макет стадиона. //Сергей Дроняев

Открытие арены

На сайте стадиона можно пошагово отследить процесс строительства. В новостной ленте события последних дней соседствуют с планами на 2014 год, а щелчки «мыши» переносят виртуального гостя на несколько месяцев вперед. Внешний вид стадиона там уже считается достопримечательностью Москвы, в Тушине выступают не только футбольные команды, но и звезды музыкальной индустрии, а метро доставляет болельщиков прямо к арене.Это будущее не такое уж и далекое. Первый матч на «Спартаке» планируется сыграть меньше чем через год. В день открытия арены Леонид Федун обещает устроить зажигательное шоу с участием «Баварии», «Барселоны» или другой команды, на которую будет принято равняться летом 2014-го.Официально сорокатысячник носит название «Открытие Арена» – по имени спонсора. Это первое подобное соглашение в российском футболе. Оно рассчитано на 6 лет и обходится банку «Открытие» в 1,2 млрд рублей. В соответствии с требованиями ФИФА и УЕФА договор не распространяется на международные матчи, а потому Кубок конфедераций и чемпионат мира примет стадион под названием «Спартак».Болельщики переживали, что в угоду спонсору стадион оформят в бело-голубых тонах, но их успокоили: в тренде будут только красный и белый. Над входом висят образцы «чешуи», которая укроет фасад. Синий оттенок появится лишь на матчах сборной, да и то благодаря подсветке. Так происходит, например, на мюнхенской «Альянц Арене»: в дни матчей «Баварии» она красная, а когда играет «Мюнхен-1860» – синяя. В том, что «Открытие Арена» будет принимать матчи национальной команды, не сомневается уже и президент РФС Николай Толстых. «Лужники» ушли на заслуженный отдых, о сроках появления стадионов у «Динамо» и ЦСКА можно лишь догадываться, а потому спартаковская арена имеет все шансы стать главной в Москве. И уж точно она будет первой, построенной на частные средства.

На крыше арены

На крыше арены. //Сергей Дроняев

Тысяча свай

Работы по возведению стадиона и манежа оцениваются в 350 млн евро, но это еще не самая большая часть расходов. Инвесторы взяли на себя плату за землю, подвод коммуникаций и даже строительство дорог. Вокруг стадиона сделают кольцевую дорогу, а к Волоколамскому шоссе в этом месте «прикрепят» дублер. В сторону района Строгино «протянут» мост, который обойдется в дополнительные 3,5–4 млрд рублей. Доступность – главный козырь «Открытие Арены». Оба выхода из расконсервированной станции метро находятся буквально в ста метрах от стен стадиона и смотрят на Западную трибуну. Открыть станцию планируется одновременно с ареной. Президент «Спартака» Леонид Федун очень надеется, что добраться на стадион можно будет по воде, и уже присматривает место для причала. До реки от арены действительно рукой подать. Летом это наверняка станет стимулом для болельщиков, которые будут выбираться на игры как можно раньше – совмещать активный «трибунный» отдых с не очень активным пляжным. Для инженеров же такое расположение – головная боль. Александр Львович рассказывает, что во время подготовительных работ были обнаружены настоящие подземные реки, и это сказалось на темпах строительства. В первоначальный проект пришлось вносить коррективы. Теперь основание стадиона держат 1200 свай длиной26 метров. Причем не обычных свай, а с расширенной пятой – чтобы увеличить несущую способность. Так что даже если одна опора выйдет из строя, остальные будут готовы принять на себя дополнительную нагрузку. На территории Тушинского аэродрома строителей поджидали и другие сюрпризы – например, авиационные бомбы времен Второй мировой войны. Обследование, к счастью, выявило, что они уже не представляют угрозы.

Главный инженер

Главный инженер. //Сергей Дроняев

Ставка главнокомандующего

На расстоянии сотни метров от стадиона находится штаб строительства. У входа копошатся люди в касках, которые, как можно понять из обрывков разговора, обсуждают перспективы Роберта Левандовски в «Боруссии». Вроде бы это не имеет прямого отношения к «Спартаку», но сразу становится понятно, какой именно объект здесь строят. В создании «Открытие Арены» принимают участие 1452 человека, среди которых 110 инженеров. И это не предел: планируется, что на пике строительства число рабочих достигнет трех тысяч.

– Среди рабочих много молодежи, в том числе болельщиков, –рассказывает Александр Львович. – Но это профессионалы, их работа оплачивается. Если человек устраивается в наши подрядные организации и при этом болеет за «Спартак», он имеет небольшое преимущество. А весной 2014-го, когда речь пойдет о благоустройстве и озеленении, мы планируем проводить субботники, на которые будут приглашаться и простые болельщики.

удущие кресла тестировали сами болельщики

Будущие кресла тестировали сами болельщики. //Сергей Дроняев

Неподалеку от штаба стоят пробные экземпляры кресел – их тут набирается несколько десятков самых разных форм и оттенков. Встречаются даже синие. Стоимость подобных образцов – от 14 до 20 долларов за штуку. Александр Львович говорит, что с креслами, которые будут установлены на обычных трибунах, уже определились. В качестве подтверждения он указывает на компактные откидные «сидушки» под кодовым значением «9». Сделать выбор помогли болельщики, которые специально приходили сюда и устраивали креслам тестирование – драли их, прыгали. Двери штаба скрывают «тяжелую артиллерию» – большие мягкие кресла со спартаковской эмблемой и подставками для стаканов. Такие можно увидеть в кинотеатрах, на «Открытие Арене» же они украсят VIP-трибуну.

Обзорное фото стадиона Спартака

Красиво уже сейчас.  //Сергей Дроняев

Евростандарт

Помимо красивых кресел VIP-болельщики получат в распоряжение огромный ресторан. Также за стеклянной стеной самой престижной трибуны будут находиться офисы, комментаторские кабины, резиденции Леонида Федуна и чиновников ФИФА. Но комфортно и приятно на «Открытие Арене» должно быть не только персонам с пометкой very important. На каждой трибуне выделены места под точки питания и кафе. Их количества будет достаточно, чтобы избежать очередей. За организацию процесса несет ответственность группа компаний «Шоколадница», в которую входят не только кофейни, но и суши-бары, а также несколько ресторанов быстрого питания. Так что у болельщиков всегда будет выбор, куда пойтив перерыве матча. При желании они могут не есть, а закупаться очередной порцией атрибутики – в этом недостатка тоже не будет.

К борьбе с очередями на «Открытие Арене» относятся со всей серьезностью: лестницы сделали максимально широкими, чтобы стадион мог опустеть в считаные минуты. Большое внимание уделено и людям с ограниченными возможностями. По всему периметру арены для них сделаны спе-циальные площадки, на которые можно будет подняться с помощью одного из четырнадцати лифтов. Это первые полосы секторов, где отсутствуют какие-либо помехи.

вид из-за будущих ворот стадиона

Вид из-за ворот. //Сергей Дроняев

Но даже на последнем ряду трибун не покидает ощущение, что поле совсем рядом. Так близко смотреть футбол в нашей стране можно было разве что в Раменском – даже на «Локомотиве» зрители располагаются чуть дальше от действа. Впрочем, о действе на «Открытие Арене» говорить пока еще рановато. Вместо футболистов на будущем газоне солируют краны и тонны другой грузоподъемной техники. Убрать ее планируют к осени, чтобы начать делать поле, которое будет состоять из нескольких слоев.

– Сейчас главная задача – до октября смонтировать козырек стадиона, чтобы можно было увезти подъемные механизмы, – с решимостью заявляет главный инженер. – В зиму будут работать специалисты по подготовке всех систем поля, за это время нужно сделать верхний метровый слой. На нем уже будет расти газон, который будет питаться водичкой и обеспечиваться теплом. А само покрытие можно будет привезти готовым: сейчас времена другие, семенами выращивать газон необязательно.

Самым сложным этапом работы строители называют возведение кровли. Каждый пролет составляет больше двухсот метров, а общая масса металлоконструкций – 8,5 тыс. тонн. Здесь работа кипит особенно активно.

Справа и слева – два выхода строящихся выхода из метро

Справа и слева – два выхода строящихся выхода из метро. //Сергей Дроняев

Шаговая доступность

Одним из ноу-хау «Открытие Арены» станет система безопасности, основанная на принципе фото- и видеофиксации. С ее помощью можно будет не только наказывать нарушителей, но и выявлять тех провинившихся, кто пришел с билетом на чужое имя.

– Это уже давно планирова-лось, – говорит Александр Львович. – Но теперь, когда Президент России подписал «Закон о болельщиках», задумка приобрела законные основания. Человек десять раз подумает, стоит ли ему нарушать порядок и рисковать не попасть потом на футбол.

В будущем клуб целиком переместится на территорию Тушинского аэродрома. Здесь будет и офис «Спартака», и музей, и база. А рядом предусмотрены парковка, гостиничный комплекс, тренировочные поля и крытый манеж на 12 тысяч мест. Малая арена должна стать пристанищем «Спартака» в ненастную погоду, а вообще она считается универсальным комплексом, готовым к приему самых разных мероприятий. Те, кто по каким-то причинам не любит футбол, смогут посетить центр водных видов спорта, Ледовый дворец или теннисные корты. Вокруг «Открытие Арены» планируется высадить несколько десятков тысяч деревьев, то есть в Москве появится еще одна парковая зона. Пока все это еще существует только в макетах, а на месте «новой Тарасовки» и вовсе стоят бытовки. Но к чемпионату мира-2018 стройка должна быть полностью завершена.

Поделиться:

Глеб Чернявский

Корреспондент еженедельника «Футбол» 2010-2015 гг.

Футбол утром в вашей почте

Утренняя рассылка ftbl.ru - всё, что важно знать с утра

 

Загрузка...

Добавить комментарий

Войти с помощью: