«Зенит» и стрелка компаса. Андрей Вдовин – о будущем питерского клуба

Увольнение Лучано Спаллетти – это не просто тренерская отставка. Это перезагрузка проекта, по масштабам своим равная смене курса «Анжи».

Лучано Спаллетти

Лучано Спаллетти отправлен в отставку, но все еще получает зарплату в «Зените». //Сергей Дроняев

Сейчас уже не столь важно, кем был для «Зенита» Лучано Спаллетти – просто наемным работником или человеком, который так и не смог из чисто российской команды со всеми вытекающими из ее происхождения внутренними отношениями сотворить европейский клуб. Сейчас важнее, что будет с главным футбольным проектом страны дальше. Какой путь он выберет, какую модель: западную, к чему стремился все последние годы, или свою, российскую, о которой в силу опыта, воспитания и образования менеджеры «Зенита» и его основного спонсора знают намного больше.

Этот выбор время от времени встает перед каждым клубом Премьер-лиги. На самом деле все намного масштабнее – такой выбор делает каждая крупная компания страны, и сама страна тоже. Но на примере футбола как на экспериментальной модели намного понятнее, почему свой особый путь развития нас не устраивает, а с западного мы все время сбиваемся. И не забывайте: судьбу «Зенита» по большому счету решают те же люди, которые принимают определяющие решения для страны. По тому, кого они выберут главным тренером для команды-флагмана российского футбола, можно будет постараться понять логику и угадать, каким будет наше общее будущее.

Можно с циничным удовольствием перебирать имена кандидатов на один из самых весомых постов в российском клубном футболе, но по большому счету сейчас у «Зенита» существует три варианта развития событий. Первый – выписать из-за границы еще одну звезду западной тренерской школы. Преимущества и риски этого варианта очевидны. Эти специалисты знают, как работать с именитыми игроками, и их слово до поры до времени ценится в раздевалке превыше всего. Но мало того что очень дорого даже не содержать такого тренера, а исполнять его трансферные требования. Рано или поздно он становится слишком русским, атмосфера местных кабинетов убивает главное его преимущество – независимый взгляд на то, как должна строиться команда.

Второй вариант тоже очевиден – российский специалист с обширным опытом за плечами. Раньше таких было принято называть «политическими тяжеловесами». А потом «обширный опыт» превратился «отягощающие обстоятельства» и «груз обязательств перед третьими лицами», и такие тренеры перестали пользоваться спросом у клубов Премьер-лиги. Но иногда времена, а вместе с ними и имена, возвращаются.

Третий вариант – молодой специалист, лучше всего из системы клуба. Такого тренера нужно растить самому, прощая ему ошибки, переживая с ним вместе неудачи и помогая ему справляться с лидерами. При таком тренере должен быть сильный, много что решающий президент клуба, а сам он должен обладать неординарным характером и мощной, не обязательно положительной энергетикой. Но потянет ли российский футбол еще одного Валерия Карпина – это большой вопрос.

Есть еще четвертый, промежуточный вариант, который совмещает в себе все три предыдущих – тренер из постсоветского пространства, то есть со схожим менталитетом, скромными запросами и без связей с местными кругами. Но такой вариант для «Зенита» с его амбициями подобрать очень сложно.

В любом случае нужно делать выбор между Западом и Востоком. И если присмотреться, то российская Премьер-лига его уже сделала. Среди всех ее 16 клубов только два пользуются услугами тренеров из дальнего зарубежья, и оба – из стран Восточной Европы. Из них только один борется за чемпионство. Все остальные специалисты с западным воспитанием в России не прижились даже после перехода на систему «осень-весна». Видимо, дело не в климате. Дело в атмосфере.

Поделиться:

Андрей Вдовин

Креативный редактор еженедельника «Футбол»

Футбол утром в вашей почте

Утренняя рассылка ftbl.ru - всё, что важно знать с утра

 

Загрузка...

Добавить комментарий

Войти с помощью: