«Землю за тебя грызть буду!». Илья Казаков – о скандалах и их последствиях

Игорь Денисов против Станислава Черчесова. Артем Дзюба против «Спартака». Роман Широков против Леонида Федуна. Конфликты в российском футболе входят в моду. Или, быть может, просто выходят на поверхность. Вслед за ними должно проявиться забытое искусство управлять конфликтными ситуациями, оборачивая их на пользу клубу. 

Игорь Денисов 

***

Не помню точно, у кого из наших великих актрис был настолько тяжелый характер, что в день спектакля, особенно премьеры, ей на глаза было лучше не попадаться: обязательно придерется, устроит скандал из ничего. По-моему, все-таки у Комиссаржевской. Все обычно разбегались по углам, когда она приезжала в театр и шла в свою гримерную. И в день очередной премьеры труппа договорилась: прячемся все как один. Так и поступили, но молодой актер подговорил другого спрятаться так, чтобы увидеть, как Комиссаржевская поведет себя. Та приехала – никого нет. Не понимает. Прошла в гримерную. Вышла – опять никого нет. А публика уже в зале, свет потушен, пора играть. Она ускорилась, влетела с размаху плечом в одну из колонн в фойе. Согнулась от боли, зашипела в голос:

— Понаставили тут колонн! Не пройти!

И потом, освежившись, сбросив напряжение, выпорхнула с улыбкой на сцену.

Тоже ведь пример умения использовать конфликт в качестве мотивации. Тренеры это любят. Игроки, случается, тоже. Если получается, результат обязательно будет эффектным. Если нет — значит, тренер еще до этого не дорос.

Валерий Лобановский

***

Гениальный Лобановский, рассказывают, владел этим навыком в совершенстве. Любил спровоцировать конфликтт, абсолютно контролируя его от и до начиная с ранней стадии, чтобы затем использовать чувство привитой игрокам вины в собственных тренерских интересах.

Перед чемпионатом мира в Италии сборная играла в Киеве товарищеский матч с голландцами. Память о финале Евро-1988 еще не выветрилась, настроения были соответствующими. Как и ожидания. И у тех и у других состав был наполовину экспериментальный. Проверка боем и последний шанс застолбить за собой место в заявке на мундиаль-1990.


На базе в Конча-Заспе была комнатка сапожника. С бутсами тогда дела обстояли не очень. Обувь ценилась. А Лобановский к тому же ценил игроков, у которых бутсы после тренировки были вымыты-вычищены. Так что сапожник без дела не простаивал. 

В его комнате был шкаф. В шкафу была полка. На полке — бутылка, может, и не одна. Немудрено, что вечером к нему набивалась компания — человек восемь. Дверь закрывали, но не наглухо. Позже выснилось, что сапожник «работал под прикрытием». Иное, в принципе, представить невозможно 

– Лобановский знал все и обо всех, не спрячешься.

Когда разлили по первой, дверь открылась. На пороге стоял Лобановский — молча отсканировал компанию и вышел. Самым мягким словом, произнесенным, когда к игрокам вернулось умение говорить, было «трындец». Вечернего собрания по тревоге не было, но ночь застигнутые с поличным провели кое-как. 

Утренняя тренировка началась с построения. Команда, завидев тренера, привычно выстроилась в шеренгу. Лобановский подошел, поднял глаза, хотел что-то сказать, но его опередили. Не просто опередили, но и порядком смутили, а это удавалось не каждому.

Один из игроков (рассказывают, что Горлукович – и этой версии хочется верить, памятуя о культивируемом образе Сергея Вадимовича) рухнул из строя на колени, к общему оживлению.

— Отец родной! − сказал он. – Бес попутал!

Он опустил голову, откусил кусок газона и начал жевать. Лобановский смотрел на него, раскрыв глаза. Команда внутренне аплодировала. Рот у героя был в земле, он жевал и говорил одновременно:

− Землю за тебя буду грызть!

Сергей Андреев: «На деньги от моего трансфера в Ростове появился аппарат, дробящий камни в почках»

У голландцев к чемпионату мира на левом фланге вышел Пеенер — звезда «Твенте». Дебютный матч за сборную. Интерес итальянских грандов. Игрок на выданье. Был самым активным футболистом у «оранжевых» в дебюте, пару раз накрутил нашу оборону.

Горлуковича Лобановский выпустил в основе, как и других нарушителей. Дав понять, что они, как в штрафбате: искупить вину можно только запредельной самоотверженностью. Горлукович играл в обороне справа. На двадцать пятой минуте Сергей Вадимович выбил мяч в аут. Вместе с Пеенером. Через пару минут скорая везла того в больницу с двойным открытым переломом голени. 

Сборная СССР выиграла 2:1. Пеенер восстанавливался долго, на прежний уровень не вернулся, и в сборную его больше не звали. Но в Италии сборная Лобановского все равно выстрелить не смогла. А потом и Советский Союз рассыпался. 

Гус Хиддинк

***

Поднять мотивацию через конфликт – известный прием, к которому прибегают не только тренеры, но и игроки. Просто тренерские ходы запоминаются лучше.

Помню, и рассказывал уже не раз, как на Евро-2008 мы переехали из Леоганга в Зальцбург. Через день после поражения от Испании. Надо было ехать на предматчевую пресс-конференцию. Гус взял на нее Акинфеева – едва ли не единственного игрока, к кому у него не было претензий после дебютной игры. До отъезда на стадион было минут двадцать, мы сидели и пили кофе.

Хиддинк сказал, что недоволен тем, что игроки были зажаты, подавленны. Что не играли как мужики. Показал на себе, какую часть тела он не увидел, потом сказал, что знает, как разозлить команду. Велел в день матча устроить как бы случайную раннюю побудку. Потом во время тренировки вел себя нарочито зло: наорал на одного из игроков, потом подмигнул ему по пути в автобус, чтобы тот выпустил пар. Но ничего не сказал, не извинился.

Перед матчем дал установку и вдруг ушел, дав слово Бородюку.

Зырянов вспоминал: «Что говорить перед матчем, Хиддинк не знает. Я так думаю, он смотрит и говорит: «Что я здесь делаю? Давай, Саша, говори!» И ушел. Взял Игоря (Корнеев. – Ред.), и они вместе вышли. Ну, Генрихович встал… Все, что сказал нам, можно запикать. Говорит: «Ну все, вроде так понятно». Вышли — и все. И после матча говорим ему: «Видите, как вы нас завели?!» Хорошие слова сказал. Так довел до нас свою позицию, что ничего не оставалось кроме как выигрывать».

Конфликт – удача тренера. Но только когда он управляемый.

Карта памяти. Илья Казаков – о встречах с Хиддинком и Адвокатом

Проверочный код. Илья Казаков – о сборной России в моменты ключевых матчей

Текст: Илья Казаков

Фото: Global Look Press, официальный сайт «Динамо» Москва, официальный ВКонтакте «Динамо» Киев

Скачайте приложение еженедельника «Футбол»!                                                     

App Store: https://itunes.apple.com/ru/app/ezenedel-nik-futbol-zurnal/id957851524?mt=8                                                 

Google Play: https://play.google.com/store/apps/details?id=net.magtoapp.viewer.weeklyfootball&hl=ru

Аппстор  googleplay 90 минут

Поделиться:

Илья Казаков

Комментатор ВГТРК, пресс-атташе сборной России с 2005 по 2015 гг, автор книги «Настоящая сборная, или феномен Хиддинка»

Футбол утром в вашей почте

Утренняя рассылка ftbl.ru - всё, что важно знать с утра

 

Загрузка...

Добавить комментарий

Войти с помощью: