«Ты позови меня, Россия». Илья Казаков — о том, как Николай Толстых праздновал свой юбилей

Николай Толстых, бывший президент РФС, отметил свой 60-летний юбилей. Сергей Степашин, Вячеслав Колосов, Александр Жуков, Юрий Семин, Георгий Ярцев… По списку гостей можно было изучать целую эпоху отечественного футбола.

Николай Толстых

***

Николай Толстых свой предыдущий юбилей тоже встречал в состоянии неопределенности – Сергей Фурсенко только-только нашел с помощью Минюста какие-то критические упущения в ПФЛ, возглавляемой тогда Толстых. И после того, как обновленный РФС объявил об упразднении роли второй лиги в системе отечественного футбола, она фактически ушла в подполье. Вместе с Толстых. 

Что надо знать, отправляясь на футбол в Москву

Друг, долгое время работавший с ним, рассказывал о небольшом офисе, кажется в Лужниках, куда был перевезен архив и куда попавшие в опалу новой футбольной власти продолжали приходить точно на работу, но без прежнего ежедневного графика.

Толстых, казалось, был выведен из системы навсегда, некоторые из его людей не могли найти себе новую работу в футболе – и существовало поверье, что это происходило только потому, что на них продолжал висеть ярлык «человек Толстых». Вероятно, поэтому предыдущий юбилей был хоть богат и хлебосолен, но оставлял странное ощущение тяжести. Этому способствовал и интерьер «Яра» — старинного русского ресторана на «Динамо»: полумрак меж предметов тяжелой имперской архитектуры. Публика ела-пила, но тосты произносила на первых порах схожие – отдавая должное заслугам именинника и выражая незавуалированное сочувствие, что «все получилось так».

Тем удивительнее было возвращение Толстых к высотам спортивной власти. Сначала исполнительным директором ОКР, а потом – после успешной работы в Лондоне – президентом РФС. Пять ярких лет после того непростого юбилея.

***

Публика на днях рождения Толстых, отмечаемых им с размахом, насколько могу судить, в массе своей приблизительно одна и та же. И журналисты, отношение к которым у юбиляра всегда было одним и тем же – подчеркнуто уважительным и внимательным. И функционеры. И особо важные гости – Сергей Степашин, Вячеслав Колосков, Александр Жуков. Старые футбольные товарищи – Юрий Семин, Валентина Яшина, Лидия Иванова. И много тех, с кем он работал, а порой и воевал. Как сказал на прошлом юбилее тот же Колосков: «Многие до меня вспоминали, как им было приятно работать с Николаем Александровичем… А вот я о себе так сказать не могу».

Впрочем, это прозвучало пять лет назад. В сегодняшнем дне Колосков и Толстых уже не антагонисты. У обоих за плечами опыт работы главой РФС – и досрочные отставки. Сильно сомневаюсь, что единственный тренер сборной, с кем успел поработать в федерации Толстых, Фабио Капелло, прислал ему поздравительную телеграмму. А вот другие бывшие боссы, работавшие с национальной командой, почтили юбилей присутствием – не только Семин, но и Георгий Ярцев с Борисом Игнатьевым. Насколько знаю, ждали и Валерия Газзаева, но он, как понимаю, не смог присутствовать.

Николай Толстых

***

Толстых собирал гостей в столовой Олимпийского комитета. Это была суббота, никаких посторонних лиц в выходной день в знаменитом белом здании на Лужнецкой набережной не было и быть не могло, и атмосфера праздника разительно отличалась от той, что наблюдалась в «Яре». Столовая – залитый дневным светом из огромных окон в пол холл – была заполнена столами, стоявшими настолько тесно, что опаздывающим гостям приходилось протискиваться к своему месту, словно через вязкое болото. И, вероятно, поэтому звучащие тосты в таком помещении, далеком от малейшего намека на пафос, даже если они были сказаны в минорной тональности, не оставляли ощущения тяжести. В том числе и потому, что у гостей перед глазами был пример предыдущего праздника, и вера в то, что раз из той сложной ситуации Толстых смог вернуться победителем, то он, с присущим упорством, окажется в состоянии проделать это и еще раз. Благо, что возраст позволяет, да и пожелания собравшихся рано или поздно могут быть услышаны. Кем услышаны, как и когда – вопрос, но услышаны.

Уйти на базу. Илья Казаков – о том, почему Слуцкий может возглавить «Зенит»

Сергей Степашин и вовсе обратился адресно к Александру Жукову, сказав, что он надеется, что опыт и личные качества героя торжества окажутся востребованны в спорте. Глава ОКР в ответ выразил оптимистичную уверенность, что из всех предложений юбиляр со свойственной ему мудростью сделает верный выбор. А еще один важный гость, имеющий самое непосредственное отношение к высшим институтам управления, сразил публику высказыванием, что Николай Александрович, вопреки общему мнению, не чиновник. И что каждое решение, прежде чем оно бывает принято, довольно эмоционально переживается именинником в глубине души.

Будучи совершенно уверен в последнем, все же не соглашусь с первой из прозвучавших аксиом. Толстых – чиновник. Ответственный и надежный, очень четко понимающий смысл и принципы работы существующей системы и умеющий успешно пользоваться своим многолетним опытом.

Именно об этом и говорил Степашин. Что Толстых – чиновник, но совершенно нетипичный для нашего времени: кристальной честности и государственного мышления. И что это многим могло не понравиться. И что, убирая его из РФС, с ним обошлись некрасиво – он как единственный присутствующий здесь член исполкома федерации может это подтвердить. И что он в ОКР осуществил подготовку к Играм в Лондоне – ту часть работы, за которую отвечал, – идеально.

А потом, разумеется, было упомянуто «Динамо». И Валентина Яшина сказала, что даже не верит, что в обозримом будущем у команды появятся медали, как во времена Толстых. И кто-то добавил, что если тебе, дорогой Николай Александрович, пожелали увидеть хотя бы еще одно чемпионство родного клуба, то ты будешь жить вечно.

***

Гости все прибывали, хотя праздник давно уже начался. Прошел неспешной крепкой походкой по коридору ОКР Колосков, неся, помимо подарка, еще и стильный букет. Промчался, спеша, совсем молодой еще журналист – намного моложе тех своих коллег, которые давно стали завсегдатаями на праздниках самого Толстых и возглавляемых им организаций. В руке у него была крепко зажата бутылка вина, которую он, вероятно, нес в подарок юбиляру – и бутылка эта больше напоминала гранату, которую он был готов метнуть в любого из врагов Толстых, отстаивая его имя и заслуги.

В столовой уже пели. Вечер открыл народный артист страны, солист ансамбля песни и пляски МВД, исполнивший очень сильную в своей патетике песню. Там был припев: «Ты позови меня, Россия, я прилечу сквозь облака», — и одновременно чувствовалась идея, что эта песня – про Николая Александровича, что он готов вернуться к активной работе, потому что за все свои шестьдесят так и не научился отдыхать, но было непонятно, откуда предполагалось прилететь герою.

Тенге разбитых сердец. Илья Казаков – о тренере «Кайрата»

Потом пошли другие песни, не менее эмоциональные, исполненные вживую. Мне, к сожалению, пора было идти. Я аккуратно покинул юбилей и, спускаясь с крыльца ОКР, увидел во внутреннем дворе олимпийского мишку. Которого когда-то отпустили, он улетел, пропал, а потом нашелся и теперь украшает собой Олимпийский комитет страны, являясь символом той, московской Олимпиады.

Я подумал, что и сам Толстых, и его гости, глядя на талисман Игр-1980, обязательно должны были породить внутри себя одну простую ассоциацию. Хотя бы на один день.

Текст: Илья Казаков

Фото: Сергей Дроняев

Скачайте приложение еженедельника «Футбол»!                                                      

App Store: https://itunes.apple.com/ru/app/ezenedel-nik-futbol-zurnal/id957851524?mt=8                                                  

Google Play: https://play.google.com/store/apps/details?id=net.magtoapp.viewer.weeklyfootball&hl=ru

Аппстор  googleplay 90 минут

Поделиться:

Илья Казаков

Комментатор ВГТРК, пресс-атташе сборной России с 2005 по 2015 гг, автор книги «Настоящая сборная, или феномен Хиддинка»

Футбол утром в вашей почте

Утренняя рассылка ftbl.ru - всё, что важно знать с утра

 

Загрузка...

Добавить комментарий

Войти с помощью: