Проклятие империи Габсбургов. Илья Казаков – о кризисах сборной России

Может, совпадение, но в последнее время часто матчи против сборных из стран распавшейся сто лет назад Австро-Венгрии оказывались для нас не самыми приятными. Словения в 2009-м, Словакия в 2005-м, Польша в 2012-м, Венгрия в том же 2012-м, Румыния в 2008-м. Теперь вот Австрия в 2014-м. Каждый раз тренеры сборной вынуждены были искать слова, чтобы вернуть команде веру в себя. И вот сейчас именно в Австрии и именно в Венгрии сборная в очередной раз проверяется на прочность.

В Братиславе Словакия не пустила нас на немецкий чемпионат мира. В Мариборе мы остались без африканского мундиаля. В Польше разочарование от Евро-2012 привело к очередной перезагрузке. В Венгрии четыре года назад была подведена черта под хиддинковским периодом. В Бухаресте поражение заставило Гуса пересмотреть несколько взглядов на игровую философию. Впору говорить о «проклятии империи Габсбургов». И о том, как снимаются такие проклятия.

Если повернуться лицом к прошлому, на память легко приходят матчи, игравшиеся после обидных поражений. Лучше всего сборная выходила из-под прессинга прессы и собственных мыслей дважды – в 2007-м, когда разгром на «Уэмбли» сменился викторией в «Лужниках».

Гус Хиддинк любит вспоминать историю, предшествующую ответной игре с англичанами. Павлюченко, не спросив разрешения у штаба, ненадолго вышел из отеля выпить кофе с супругой и опоздал на четверть часа к критической временной отметки. Мало того что опоздал, так еще и попался на глаза тренерам, попивающим кофе в лобби отеля.

Форвард извинился и замер, понимая, что в какой-то степени в ту минуту решается его судьба. Гус спросил помощников, как поступить с провинившимся, – мнения разделились. «I am sorry, I am very sorry», – сказал Роман на своем совсем не богатом английском и услышал в ответ от тренера, что ему не нужны такие извинения. «Скажи завтра свое «sorry» на поле» – с такой фразой тренер отправил игрока в его номер.

Спустя много лет Хиддинк похохатывал над той историей: мол, если бы я тогда решил поступить по-жесткому, что было бы со мной и со сборной потом? Кто бы забил? А так дубль сделал Павлюченко героем страны и во многом обеспечил его трансфер в «Тоттенхэм», во что сегодня верится уже как в небыль.

Год спустя, уже в дни чемпионата Европы, Хиддинк сидел в лобби отеля вместе с Акинфеевым и штабом (естественно, попивая капучино) и говорил о том, как он собирается встряхнуть команду после разгрома от Испании в первой игре турнира. Те 1:4 казались совершенным кошмаром. Это сейчас Евро-2008 воспринимается как победный марш, а на тот момент мы имели 0:3 от Румынии в марте и 1:4 от Испании с бесконечными вопросами о тактике, характере и качестве игроков.

Такие вопросы давно сопровождают нашу сборную – с момента распада СССР, и лишь изредка им на смену приходит одобрительный гул. Гус обещал разбудить команду пораньше, разозлить ее не совсем свойственным ему поведением – и попал в цель, раз потом были победы над Грецией и Швецией и легендарный матч с Голландией.

Двумя годами позже Адвокат демонстрировал боевой характер после поражения от Словакии в Москве. Мы играли лучше, давили и пропустили опять-таки в результате единственного созданного и реализованного шанса гостей. И на пресс-конференции Дик решительно говорил о хорошем качестве футбола и уверенности в решении задачи попадания на Евро – под общий скепсис. Но вышло в итоге все, как сказал тренер.

И если опять возвращаться к той игре в Белфасте, надо вспомнить, что она тоже выглядела по своему результату переломной точкой. Второе поражение подряд, второй матч без забитых мячей. Но Капелло нашел нужный ключ к тому замку – и сборная отобралась в Бразилию.

И вот новое испытание на прочность. Точнее – очередное. Вновь пришло время собираться и демонстрировать характер.

Последнее поражение в отборочном цикле при Фабио Капелло пришлось на матч в Северной Ирландии. Тогда, придя после финального свистка на пресс-конференцию, тренер очень жестко пообещал выйти из группы с первого места – и слово сдержал. Хотя наверняка разочарование от результата было тогда столь же сильным. Правда, при одном важном нюансе: качество футбола в том матче было низким настолько, что Капелло по сей день в интервью выделяет игру в Белфасте как единственно провальную в его российской карьере.

В Вене на такой же пресс-конференции тренер говорил о другом. Качество игры оценил как хорошее, в отличие от реализации моментов. Если убрать эмоции, то две последние игры команды действительно объединены одной важной деталью. Нам забивают, реализуя единственный, по сути, голевой шанс у наших ворот. Или, если вспоминать матч с Молдавией, реализуя больше чем шанс – тот угловой на голевой момент изначально никак не тянул.

Футбольный люд в массе своей преимущественно суеверен, а стало быть, склонен везде увидеть тенденцию, вмешательство судьбы или чего-то подобного. В 2014-м, в год столетия начала Первой мировой войны, легко можно было захотеть поверить в проклятие, неизвестно кем и когда наложенное. Но подогнать статистику других неуспешных для нас матчей на земле Австро-Венгрии под эту базу не так легко. Вероятно, поэтому ассоциация с вековой датой умерла, толком не родившись.

А вот другое суеверие показалось более жизнеспособным. Несколько раз после матча на «Эрнст Хаппеле» вспыхивали разговоры об отвернувшемся везении. Те матчи, которые команда выигрывала до этого цикла, получались более удачными в том числе и потому, что футболисты реализовывали те моменты, которые сейчас реализовать не удается.

Правда ли, неправда ли, но в любом случае сборная России вынуждена теперь сражаться и за веру в себя и свои собственные силы.

Вена

Текст: Илья Казаков

Фото: Сергей Дроняев

Аппстор

Поделиться:

Илья Казаков

Комментатор ВГТРК, пресс-атташе сборной России с 2005 по 2015 гг, автор книги «Настоящая сборная, или феномен Хиддинка»

Футбол утром в вашей почте

Утренняя рассылка ftbl.ru - всё, что важно знать с утра

 

Загрузка...

Добавить комментарий

Войти с помощью: