История одной замены. Капелло указал Денисову на место

Два шага сборной России по направлению к Бразилии-2014 получились легкими по счету, но напряженными по игре. Целый час было непонятно, возможно ли спасти залитое дождем поле в Казани и состоится ли вообще матч с Люксембургом. Спустя несколько дней почти час пришлось ждать первого гола в ворота сборной Израиля – соперника, который однажды у нас едва не отобрал Евро-2008. Через шесть лет все могло сложиться схожим образом. Если бы не одно тренерское решение.

b5bc6239fa6e372caad5288b51997051.jpg

Еще несколько удачных шагов на пути в Бразилию. //Сергей Дроняев

От Фабио Капелло не ждешь сюрпризов. Нет, он, конечно, может потроллить 140-миллионную страну, не вызвав на сбор Артема Дзюбу. Он может слегка удивить стартовым составом, включив в него вместо Березуцкого Граната. Он, в конце концов, может задвинуть в глубокий запас проверенного, но потерявшего скорость Анюкова и поставить на его место дебютанта Козлова. Но всегда можно предугадать, по какой примерно тактической схеме будет играть сборная: четыре защитника с мобильными флангами, мощное трио центральных хавов с задачей душить любую чужую атаку в центре поля. Среди них – особые полномочия у чуть выдвинутого вперед Широкова организовывать наступательные действия, скоростные края, отправленный в чужую штрафную центрфорвард. Дальше – небольшие вариации, в зависимости от того, кто перед тобой – Португалия или Люксембург. Но основополагающие принципы Дона Фабио незыблемы.

И тут – замена Игоря Денисова в матче с Израилем. Это шок. Возможно, это самое большое впечатление от всего отборочного цикла, от всей работы Фабио Капелло. Что значит убирать Денисова с поля, у себя в раздевалках ощутили уже и Лучано Спаллетти, и Гус Хиддинк. Скандалы в «Зените» и «Анжи» начинались как раз с таких замен. Капелло слишком хорошо погружен в российский футбол, чтобы не знать этого.

Но дело даже не в риске пойти на открытый конфликт. Просто Денисов – это тот игрок, которому Капелло сразу же, с первых же дней, выдал капитанскую повязку, и потом, что бы ни происходило, тот неизменно занимал свое место опорного полузащитника. Он был в заявке в тот момент, когда «Зенит» воспитывал у него хорошие манеры в дубле, он был незаменим в национальной команде в дни крушения «Анжи» — катастрофы, которую во многом сам и спровоцировал.

Капелло таскал своего капитана на все предматчевые пресс-конференции, не заботясь о том, что его игрок никогда не дает интервью и вообще с большим напрягом относится к прессе. А потом Дон Фабио той же самой прессе объяснял, почему именно этот игрок стал системообразующим в его команде. И делал это с таким жаром, что складывалось впечатление, будто первую точку на доске, где тренеры рисуют тактические схемы на предматчевой установке, Дон Фабио ставит в центре поля. Затем пишет под ней фамилию «Денисов», а уже потом вокруг рисует всю остальную команду со стрелочками и кружочками.

И тут замена. Не почетная на последних минутах при хорошем счете и не вынужденная из-за травмы. Обыденная – из-за того что, как и объяснил потом Капелло, ключевой игрок замедлял игру в центре поля. И, что еще убийственнее для самолюбия игрока, — действенная. После нее сборная России действительно прибавила в движении, давление на израильскую штрафную увеличилось до запредельного, и оставалось только засекать, на какой минуте будет открыт счет.

Но мало того. Вдобавок Капелло выпустил на поле Алана Дзагоева. Футболиста, которого, казалось, не видел в составе своей команды. Вопрос, почему лидера ЦСКА нет на поле в сборной, обязателен в любом интервью ее главного тренера. Ответ на него Дон Фабио отшлифовал до блеска. Никто бы не удивился, если бы в один прекрасный момент он бы произнес его на русском.

И тут в самый ответственный момент, когда на кону путевка на чемпионат мира, Капелло выпускает именно Дзагоева. Причем не на фланг, не в атаку – в тот же самый центр поля, с функциями, похожими на те, что исполнял Денисов. А капитанская повязка перешла к Широкову. Не исключено, мы стали свидетелями, как обыденно в сборной произошла смена лидера в сборной.

Через год-два, разбирая отборочный цикл ЧМ-2014, мы, возможно, и не заметим этой строчки в протоколе. Мы будем вспоминать его как турнир, где в полный голос о себе заявил Кокорин. Мы будем прокручивать в youtube его голы, начиная с самого быстрого в истории сборной России, забитого на 19-й секунде матча в ворота Люксембурга, и продолжая выстрелом в «девятку» израильских ворот. Мы будем искать в википедиях официальный дебют в национальной команде крайнего защитника Алексея Козлова и составлять длиннющие списки тех игроков, что Фабио Капелло привлекал к тренировкам в сборной. Мы будем включать в бесконечные рейтинги футбольных форс-мажоров перенос матча с Северной Ирландией и вспоминать поражение от нее же перед каждой игрой с проходным соперником. Но если мы будем играть через год в Бразилии, я больше не стану искать в заявке Фабио Капелло неприкасаемых.

Поделиться:

Андрей Вдовин

Креативный редактор еженедельника «Футбол»

Футбол утром в вашей почте

Утренняя рассылка ftbl.ru - всё, что важно знать с утра

 

Загрузка...

Добавить комментарий

Войти с помощью: