Дика дивизия. Илья Казаков – о Дике Адвокате

После ухода из сборной России Дик Адвокат успел поработать с голландскими ПСВ и АЗ. Шли разговоры о возвращении Адвоката в РФПЛ, ведь он остается для нашего чемпионата самым удачливым тренером-иностранцем, покорившим с «Зенитом» Европу. Однако очередного пришествия в российский футбол не случилось: Дик возглавил национальную команду Сербии.

Адвокат

Дик Адвокат сделал неоднозначный выбор, возглавив сборную Сербии. //Википедия

Я помню, как мы шли на послематчевую пресс-конференцию два года назад. Огромный стадион в Варшаве был удивительно безлюден в технических коридорах. Дик несся вперед на всех парах, словно маленький экспресс. Мне кажется, что он вообще не умел ходить медленно. Сотрудник УЕФА молчал всю дорогу в оба конца с таким видом, точно он извинялся за гол Карагуниса и ранний вылет сборной из турнира. Адвокат улетал домой прямо в эту ночь, команда – на следующее утро, президент Фурсенко покидал отель «Бристоль», индивидуально переезжая куда-то еще, и эта разорванность происходящего мешала осознать случившееся. Помню, в голове был только один вопрос: как же так? Недавние матчи с Италией, Чехией, фото итогового счета в игре с чехами в твиттере президента Медведева, приз лучшего игрока той встречи от УЕФА Дзагоеву…

Пресс-конференция была сравнительно короткой, Адвокат уходил из сборной и вопросы к нему шли не самые эмоциональные – журналисты уже расстались с ним, да и шок от матча оказался слишком сильным, чтобы сосредоточиться на вопросах. Дик так же стремительно вылетел из-за стола с микрофонами, понесся, опережая остальных, в сторону пустеющей раздевалки.

– Эй, тренер, – сказал я, повинуясь импульсу.

Он притормозил. Оглянулся с недоумением: мол, что еще? Я протянул руку, прощаясь. Потому что захотелось сказать ему это наедине и была возможность.

– Я хотел сказать, что благодарен за эти два года и всегда буду болеть за ту команду, которую вы будете тренировать.

Дик пожал руку, потом приобнял. В глазах были слезы. Хотя, может быть, мне и показалось. 

«Динамо», «Спартак», «Зенит» остались связаны с голландцем только слухами

Болеть за ПСВ было интересно. Голландский чемпионат вызывал сдержанные эмоции, но в том сезоне клуб из Эйндховена с Маленьким генералом во главе резво стартовал. Потом притормозил, не выдержав с юными игроками борьбы на двух фронтах, финишировал вторым, несмотря на сто три забитых мяча в чемпионате – ровно на двадцать больше, чем у дебуровского «Аякса». И Адвокат ушел, освободив, как было запланировано заранее, место для Коку. Ушел, как казалось, в никуда, проведя без команды все лето и первый месяц осени. Говорили о его возвращении в Россию, но еще слишком памятно было послевкусие, оставшееся от Евро. Слишком свежи воспоминания о правлении Фурсенко, с кем прочно ассоциировался тренер.

«Динамо», «Спартак», «Зенит» так и остались связаны с голландцем только слухами. Он говорил, что его зазывают на Ближний Восток – Эмираты, Катар, но уезжать туда не стремился и принял в октябре оставшийся без Вербека АЗ, свою недавнюю команду. И я начал переживать за маленький клуб из маленького Алкмаара, хотя с Диком на тот момент уже не общался. Кроме как поздравительными эсэмэсками к Новому году или ко дню рождения.

Когда Дик простился с АЗ, я подумал, что это мог быть его последний клуб в карьере. Он часто говорил о семье, о дочке, шутил про свой зеленый сад, за которым надо было следить, и было заметно, что он скучает по всему этому. Даже при маниакальной увлеченности футболом. Уверен, так могли думать и другие.

Но в итоге футбольный союз Сербии представил Адвоката в качестве главного тренера национальной сборной на ближайшие два года. Президент ФСС Томислав Караджич вручил Дику красную спортивную куртку с вышитыми на правой стороне инициалами. Они попозировали перед камерами, поулыбались, и новая страница в карьере Маленького генерала была перевернута.

Адвокат всегда стоял горой за людей, работающих вместе с ним

За Сербию я болел и раньше. Просто теперь стало интереснее вглядываться в команду, в желании увидеть что-то хорошо знакомое. И захотелось навестить старого знакомого в Белграде. Городе, где еще не доводилось побывать.

На презентацию в сборной Сербии Дик пришел в наряде неизменной цветовой гаммы. Синий пиджак, белая сорочка с высоким воротником без галстука. Готов поспорить (на фотографиях этого не видно), на нем были темно-синие брюки и ярко-коричневые ботинки. Его стандартный выбор во время работы в России. Когда тебе почти шестьдесят семь, привычки не меняют. Второй иностранец у руля этой команды и только шестой тренер. Первый во всех значениях был Клементе. Потом только свои: Джукич, Антич, Петрович, Михайлович. Лишь с Античем Сербия побеждала чаще чем в каждом втором своем матче. Последние результаты были не самыми убедительными. С Россией у Адвоката коэффициент побед равнялся пятидесяти процентам. Ровно двенадцать из его двадцати четырех матчей. Вероятно, Караджич отталкивался и от этих цифр тоже.

Максим Ляпин, некогда корреспондент «Советского спорта», а ныне штатный селекционер «Крыльев», говорил мне после появления Адвоката во главе сборной:

– Погоди, пройдет месяц-другой и ты удивишься, насколько Дик интересуется твоими делами. Что у тебя в семье, какие есть проблемы, чем помочь.

Он оказался прав. Адвокат был первым тренером на моей памяти, кто пригласил весь штаб на рождественский ужин. Всегда стоял горой за людей, работающих вместе с ним. Отказался, например, заменить за три месяца до чемпионата Европы весь персонал на новый, обомлев от такого предложения, поступившего сверху. Не хотел давить на игроков в неигровых вопросах, подчеркивая, что они взрослые, самостоятельные люди.

Был всегда откровенен. Когда накануне игры во Вроцлаве закончилась предматчевая пресс-конференция, а команда еще не подъехала на стадион из отеля, долго рассказывал в пустой и от этого казавшейся огромной раздевалке о неслучившемся переходе в «Анжи». Как он попросил купить ему трех русских игроков, желая сделать ставку именно на лучших из местных. Широкова, Игнашевича и Денисова, осознанно назвав фамилию Широкова первой в этом списке. Но на совмещение его не отпустили, а уходить из сборной он не был готов.

Вспоминается сейчас многое, пусть время всегда бежит по-разному. Вроде бы что такое два года, но столько воды утекло с тех пор. 

Он никогда не позволял платить за чай-кофе в его присутствии

Как он никогда не позволял платить за чай-кофе в его присутствии. Для него было принципиально в таких моментах угощать тех, кто рядом. Как он не пустил на установку в Македонии Фурсенко и Писарева, президента и спортивного директора РФС, бывших согласно штатному расписанию его начальниками, сделав это жестко, но корректно. С тем же Фурсенко он не раз сражался по каким-то рабочим моментам – так, что его хриплый голос доносился до людей, сидящий поодаль. И тот всегда отступал, шел навстречу.

Как был помешан на футболе. Убегал в номер отеля на сборе, чтобы без устали смотреть какие-то матчи – наши, соперников, просто футбол.

Сербия попала в одну группу с Португалией, Данией, Арменией и Албанией. Уверен, что у Адвоката уже есть досье на каждого соперника и расписанный план действий. Удачи ему и его родной для России новой команде!

Аппстор

Поделиться:

Илья Казаков

Комментатор ВГТРК, пресс-атташе сборной России с 2005 по 2015 гг, автор книги «Настоящая сборная, или феномен Хиддинка»

Футбол утром в вашей почте

Утренняя рассылка ftbl.ru - всё, что важно знать с утра

 

Загрузка...

Добавить комментарий

Войти с помощью: