Роль азиатских денег в испанском футболе становится выше. Вслед за «Валенсией» с владельцем из Сингапура к Востоку стал ближе и «Атлетико» – 20% акций клуба перешли к китайскому магнату Ван Цзянлиню.
«Если я принимаю решение, а ты его сразу не выполняешь, то тебе придется заплатить штраф» – так Ван Цзянлинь привык мотивировать своих сотрудников. Армейский подход к ведению дел не случаен: перед тем как заработать 25 млрд долларов своего состояния, он 16 лет провел в Вооруженных силах Китая. И уходить оттуда сын героя местной Красной Армии не собирался – Цзянлинь попал под многомиллионную демобилизацию и был вынужден сдать военную форму.
Он попробовал стать чиновником, но работа была неинтересной. В итоге Цзянлинь попал в компанию, которая располагалась в Даляне – городе, который одним из первых открылся для инвесторов. В 1988 году Ван решил рискнуть – вложил деньги в свое дело и начал строить торговые центры. В стране тогда появлялся средний класс, так что задумка сработала. Бизнес быстро разросся до строительства элитной офисной и жилой недвижимости.
Dalian Wanda Group (компания Цзянлиня) относительно легко пережила даже тяжелую середину девяностых. Владелец рассказывал, что в те непростые времена однажды упал в обморок и провел в больнице неделю. Но те проблемы давно в прошлом – сейчас бизнесмен собирается построить китайскую версию Голливуда и свой Диснейленд в Гуанчжоу. За пять лет на все это Цзянлинь планирует потратить десятки миллиардов долларов. И уже сейчас задумывается о мощной рекламной и PR-кампании.
Сделка с «Атлетико» стоила китайскому миллиардеру 52 млн долларов. Согласно ей клуб откроет в Китае три футбольные школы, станет спонсором нескольких проектов и совершит тур по стране. Запланировано также сотрудничество в Испании – Dalian Wanda Group должна инвестировать 34 млн долларов в молодежный центр в Мадриде. Кроме того, в Испании к 2017 году должны будут тренироваться 180 самых талантливых китайских футболистов.
Чтобы понять, почему китайский миллиардер выбрал Испанию и «Атлетико», необязательно проводить серьезные исследования. Существующие в непростых условиях команды Ла Лиги (за исключением «Реала» и «Барселоны) готовы идти на любые партнерские соглашения. Контракт «Атлетико» с туристическим управлением Азербайджана – замечательный пример. В той же Англии обязательно бы задумались, стоит ли наносить такое на футболку, – в Испании с этим все проще. Выбор Цзянлиня в пользу «Атлетико» очевиден: после «Реала» и «Барселоны» это самая медийная команда лиги.
При этом «Атлетико» сотрудничал с Wanda и раньше – в рамках специальной программы за четыре года в Испанию переехали двадцать молодых и вроде как способных китайских футболистов (с азиатским рынком мадридцев связывает еще и партнерство с Huawei). Помимо «Атлетико», в программе Wanda участвовали еще «Валенсия» и «Вильярреал». Ван Цзянлинь долго не мог определиться, чьи акции ему нужнее – «летучих мышей» или «матрасников». Но объявился Питер Лим, завладел «Валенсией», и проблема моментально отпала.
Появление Цзянлиня в «Атлетико» – история не только про рекламу, пиар и стремление стать известнее. Ван – большой фанат футбола и очень хочет, чтобы в Китае его любимая игра развивалась. Он стабильно выделяет средства на местную Суперлигу, он спонсировал работу Хосе Антонио Камачо в сборной. Вряд ли «Атлетико» будет сильно зависеть от Цзянлиня – китайский бизнесмен на это и не сильно претендует. Успехом для него станет, если в ближайшие годы в Европе заиграют на хорошем уровне несколько китайских игроков.
Текст: Глеб Чернявский
Фото: Global Look Press
Скачайте наше приложение «90 минут»!
App Store: https://itunes.apple.com/ru/app/90-minutes/id946660322?l=en&mt=8
Google Play: https://play.google.com/store/apps/details?id=net.magtoapp.viewer.ninetyminutes