Абсолютно свободен. Илья Казаков – о кадрах сборной России

Леонид Слуцкий назначен новым главным тренером сборной России. В ближайшие дни национальная команда должна обрасти и тренерским штабом. Одним из самых неожиданных фигур в нем может стать Сергей Балахнин.

Балахнин

***

Насколько я знаю, вопрос о наличии освобожденного от постоянной клубной занятости тренера в штабе нового босса сборной России был поставлен министром спорта Виталием Мутко на его первой же встрече с Леонидом Слуцким.

Вероятно, такой человек был нужен не только для просмотра всех матчей тура – сложно предположить, что Слуцкий ограничивает свой кругозор лишь разбором ближайшего соперника ЦСКА, – но и для «штабной» работы, под которой можно подразумевать что угодно. От созвона с потенциальными кандидатами и теми, кто, находясь в основной обойме, по каким-то причинам не получил вызов на предстоящий сбор, и до утверждения списка кандидатов с президентом РФС или с исполняющим его обязанности.

Последнее при всей очевидной профанации процедуры является ритуалом, сохранившимся если не с советских времен, то с эпохи Вячеслава Колоскова. Не уверен, происходило ли что-то подобное в те три года, выпавшие на работу в России Фабио Капелло, но если да, то такой процесс наверняка осуществлялся генеральным менеджером Оресте Чинквини, чья роль была понятна и включала в себя помимо разного рода офисно-переговорных дел еще одну немаловажную функцию. Он был голосом Капелло, и все, что говорилось им в любое рабочее время, говорилось от лица и имени босса.

***

Мне пока сложно представить, чтобы Сергей Балахнин, чья кандидатура всплыла достаточно неожиданно, обладал такими же полномочиями – говорить от лица Слуцкого. Передавать мнение нового главного тренера, транслировать его не в публичную плоскость, а в РФС и прочие футбольные сферы – да, но что еще? Особенно в условиях сжатого времени, когда перед Слуцким нет задачи, именуемой громко и гордо «сборная-2018». Когда стоит только одна цель – выход на Евро-2016 любой ценой с возможностью возвращения в команду ветеранов, кого невозможно будет увидеть на домашнем чемпионате мира. Просмотр потенциальных кандидатов в сборную в такой ситуации вряд ли становится приоритетной задачей. Два матча в сентябре, два в октябре и, если не повезет, еще два в ноябре – и все. Три месяца, после которых стороны снова сядут за стол и начнут обсуждать, как им жить дальше. Тогда освобожденный тренер, вероятно, будет иметь более полный список работ и опций. Но речь в тот момент пойдет, как было сказано в высших спортивных кругах, о главном тренере, а не о его помощнике.

Тем загадочнее выглядит миссия Сергея Балахнина в национальной сборной образца осени 2015 года. И тем загадочней смотрится этот выбор Слуцкого.

Бородюк

***

Десять лет назад в такие же последние летние дни 2005-го в штабе главного тренера сборной России Юрия Семина были, разумеется, Борис Игнатьев, Олег Долматов и Александр Бородюк. Вне связки с Игнатьевым Семина было сложно представить, Бородюк был штатным работником РФС и растущим молодым тренером, на кого, помимо остальных вопросов, падала работа в поле во время тренировочного процесса. А Долматов, оказавшийся в сборной внезапно, к удивлению многих, должен был отвечать за игру команды в обороне. Очень расплывчатая функция – опять-таки в рамках сжатого времени. Со стороны казалось, что он особого участия в тренировочном процессе не принимает, в основном наблюдая за происходящим со стороны. И большой вопрос: насколько уже дважды ставшему чемпионом Семину были нужны советы коллеги по тактике.

Александр Бородюк: «Забей Самедов Алжиру, все бы говорили: «Капелло великий!»

Но Долматов если и роптал, то только наедине с собой и остался в сборной до конца того цикла, в отличие, кстати, от Александра Тарханова, сохранившего поначалу место в штабе Бориса Игнатьева в квалификации на Кубок мира-1998, но стремительно покинувшего тренерский тандем Игнатьев-Семин без каких-либо заявлений для прессы. И лишь один раз позволивший себе сказать при свидетелях, но практически под нос, негромко: «Что я тут делаю?» Это прозвучало после очередной тренировки, в которой Долматов в основном исполнял роль наблюдателя. И те слова при всей эмоциональности не содержали неуважения или раздражения в адрес Семина.

Александр Тарханов: «В России, как поднимаешься, тут же начинают бить»

Фраза про «игру в обороне» не несла в тех условиях большой смысловой нагрузки, но в тот момент журналистский мир обновлялся, резко молодел и к этим словам никто не хотел цепляться. Или даже не думал. К тому же Семина уважали и обожали, оставляя за ним полное право включать в свой штаб, кого он хочет, и распределять между ними работу на его усмотрение.

Поэтому и сейчас к Слуцкому – при схожем отношении к нему – особых вопросов по Балахнину не возникло. Просто все удивились, пытаясь вспомнить, при каких обстоятельствах и когда они могли пересечься. И никто, даже из всезнающего агентского мира, эту фамилию до дня, когда она была согласована с менеджерами РФС, не угадал.

***

В 2002-м, когда сборная играла на чемпионате мира в Японии и Южной Корее, в тренерский штаб Олега Романцева, к сильному удивлению многих, вошел Александр Корешков. Перед ним была поставлена вполне конкретная цель – собрать максимальную информацию по сопернику, с которым Россия могла столкнуться в случае выхода из группы. Корешков добросовестно путешествовал в дни группового этапа, конспектировал и анализировал, после чего прибыл в Сидзуоку на последнюю игру наших с бельгийцами. Россия тогда играла в группе Н, и именно наш матч подводил черту под первой частью турнира. После финального свистка Корешков зашел в раздевалку. Народ какое-то время молчал, потом началось обычное движение – на массаж, в душ и так далее. И тут кто-то заметил, как Корешков аккуратно положил папку вместе с ее содержимым ближе к мешку для мусора.

Можно только догадываться, как ему было обидно. За то, что чемпионат мира для сборной закончился именно так. И за то, что все его труды оказались бессмысленными.

Корпорация мифов. Вячеслав Колосков подтверждает и опровергает легенды о сборных СССР и России на чемпионатах мира

Хотя он, конечно же, являясь освобожденным тренером, выполнял совершенно иную задачу, чем та, которую мы пытаемся в эти дни придумать Балахнину. И никак не поймем: в чем она? Тем более что в ЦСКА Слуцкий прекрасно справляется с делами, имея только двух помощников – Овчинникова и Онопко.

Капелло

***

Очень сложно отгадать: в реалиях, когда, по сути, все в сборной России — тренерский штаб, генеральный менеджер, массажисты — работают в условиях совмещения, зачем команде на три месяца один-единственный освобожденный тренер? Просто чтобы он был?

Текст: Илья Казаков

Фото: официальные сайты РФС, РФПЛ

Скачайте приложение еженедельника «Футбол»!                                                     

App Store: https://itunes.apple.com/ru/app/ezenedel-nik-futbol-zurnal/id957851524?mt=8                                                 

Google Play: https://play.google.com/store/apps/details?id=net.magtoapp.viewer.weeklyfootball&hl=ru

Аппстор  googleplay 90 минут

Поделиться:

Илья Казаков

Комментатор ВГТРК, пресс-атташе сборной России с 2005 по 2015 гг, автор книги «Настоящая сборная, или феномен Хиддинка»

Футбол утром в вашей почте

Утренняя рассылка ftbl.ru - всё, что важно знать с утра

 

Загрузка...

Добавить комментарий

Войти с помощью: